x x
menu

Декруазетт Ф. Венеция времен Карло Гольдони. глава “Четвертое сословие”

Декруазетт Ф. Венеция времен Карло Гольдони. глава “Четвертое сословие” "Источник: История всемирной литературы.

19 век ldquo;Повседневная жизньrdquo;, выходящая в издательстве ldquo;Молодая гвардияrdquo;, вскоре пополнится книгой Франсуазы Декруазетт ldquo;Венеция времен Карло Гольдониrdquo;. Автор знакомит нас с жизнью и бытом знаменитой Республики на Адриатике в период ее наивысшей славы, эпохи, когда экономическое процветание города осталось в прошлом, зато культурный и интеллектуальный престиж его был велик, как никогда. Венеция XVIII столетия - город театров, Карнавала, безудержных развлечений и, разумеется, город женщин, ибо ни одно развлечение не обходилось без участия в нем представительниц прекрасного пола.

Венецианки заботливо взрастили ldquo;великого любовника всех времен и народовrdquo; Казанову, трактирщица Мирандолина прославила своего создателя Карло Гольдони. Венеция-Венера вдохновляла мужчин на служение себе - на суше и на море, в кулуарах политики и с пером в руке. Кто они, дочери Венеры XVIII столетия, как они жили, как одевались, к чему стремились? На эти и многие другие вопросы старается дать ответ автор этой книги в разделе, озаглавленном ldquo;Четвертое сословиеrdquo;. А тем, кто захочет узнать о сложностях и проблемах, с которыми приходилось сталкиваться мужской части населения города, об организации ldquo;жилищно-коммунальногоrdquo; хозяйства тогдашней Венеции, придется подождать выхода книги - прочесть ее от корки до корки. Елена МОРОЗОВА Редакция выражает благодарность Флавии Галанти, директору российских проектов компании ldquo;THALESrdquo;, за помощь в подготовке публикации.

"Источник: История всемирной литературы. 19 век - известные мятежницы. Все эти ревнивые домохозяйки, грозно допрашивающие своих гуляк-мужей, симпатичные девушки, подшучивающие над чужестранцами во время Карнавала, служанки, сговаривающиеся проучить своих хозяев, прекрасная трактирщица, объявившая войну всем мужчинам, не желают исполнять извечное предназначение женщины - подчиняться, полагая, что лишение ldquo;свободыrdquo; отнюдь не искупается теми заботами, которыми мужчины их окружают. Девушки пребывают ldquo;под строгим надзором родителей, а выйдя замуж, зачастую оказываются под еще более строгим надзором мужей; овдовев, они, заботясь о сохранении доброго имени, вынуждены считаться с мнением света и вести жизнь затворниц. Счастливицами могли бы почитать себя монахини, но они почему-то таковыми себя не считаютrdquo;. Драматург рисует весьма безрадостную картину положения своих соотечественниц. "Источник: История всемирной литературы. 19 век ldquo;Я старался угодить женщинам моего родного города. Но при этом я заботился и о собственных интересах, ибо для того, чтобы понравиться публике, нужно прежде всего по - льстить дамамrdquo;. В XVIII веке более половины населения Венеции составляют женщины. По статистике, их рождается меньше, но выживает больше: между 1682 и 1711 годами ежегодно рождалось 2640 мальчиков и 2478 девочек, однако мальчиков умерло больше - 1353 мальчика и только 1179 девочек; среди мужчин смертность также была выше, чем среди женщин. Поэтому поэт, существующий плодами собственных трудов и желающий жить достойно и платить карточные долги, должен обеспечить своему импресарио полные сборы. "Источник: История всемирной литературы. 19 век - наряду с патрициями, горожанами (cittadi"Источник: История всемирной литературы. 19 век общественно полезную ценность, они наравне с прочими гражданами служат Светлейшей, но своим собственным оружием. "Источник: История всемирной литературы. 19 век для создания предприятий, Венеция, этот образцовый город-женщина, также не может остаться в стороне от борьбы женщин за свои права. Представительская функция, которую отводят женщинам, маскируя таким образом их зависимость от власти мужчины, начинает восприниматься как порабощение, даже как тирания, а не как признание заслуг и возможность для самоутверждения. Пробуждение самосознания, подкрепленное, начиная с XVI века, повсеместным распространением книг, посвященных положению женщины, вдовству, браку, выбору супруга и спорам о женском воспитании, женском долге и женских правах, началось в Венеции очень рано. Женщины пробуют свои силы в литературе, и не только в поэзии петраркистского толка, где они предусмотрительно не выходят за рамки канона, но и в театре. Даже из недр монастырей поднимаются отчаянные голоса, обвиняющие Республику в тираническом отношении к своим дочерям: сестра Арканджела Таработти (ее настоящее имя Елена Кассандра), отданная в одиннадцать лет в бенедиктинский монастырь Святой Анны в Кастелло, в период с 1643 по 1654 год пишет множество сочинений с красноречивыми названиями: ldquo;Ответ на сатиру о пристрастии женщин к роскошиrdquo;, ldquo;Тирания отцов, или Обманутое простодушиеrdquo;, ldquo;Монастырский адrdquo;, - все они остались в рукописи. ldquo;Я по справедливости посвящаю ldquo;Тиранию отцовrdquo;, - пишет она в предисловии к ldquo;Монастырскому адуrdquo;, - той Республике, где гораздо чаще, чем в иных краях, принуждают девушек принимать постриг. Мое посвящение вполне может быть адресовано также и Сенату, который заключает девушек в монастыри, принуждает их хранить девственность, заставляет истязать плоть, распевать псалмы и постоянно молиться, надеясь таким образом добыть вечность для вас, Прекрасная Дева, Королева Адриатикиrdquo;. Однако в XVIII столетии вечность кажется уже сомнительной. Ибо сомнение посеяно. Ах, эти шлюхиhellip; "Источник: История всемирной литературы. 19 век Амура и его матери, а также собственных неотразимых прелестей, соблазняет юного императора Нерона, который никак не может оторваться от ее ldquo;крепеньких яблочек удовольствияrdquo; и в конце концов увенчивает ее императорской короной, отвергнув свою супругу Октавию. Венеция-Венера, мать амурчиков, более, чем когда-либо, является в глазах иностранцев городом куртизанок. "Источник: История всемирной литературы. 19 век веке для соответствующих дам был даже создан публичный бордель-резервация, Castelletto. Проститутки обязаны были соблюдать определенные правила, дабы отличаться от остальных женщин: им запрещено покидать отведенные ldquo;для работыrdquo; места, запрещено ночевать

в тавернах, селить у себя иностранцев, являться в приемные женских монастырей, кататься на лодках, будь то днем или ночью, выходить в масках на улицу. В театре же, напротив, они были обязаны появляться только в масках; им было запрещено жить на Канале Гранде и платить больше 100 дукатов за квартиру; запрещено иметь горничных и прислугу (massere), носить белые платья ze"Источник: История всемирной литературы. 19 век поведения не могли ни выступать свидетелями в уголовных процессах, ни обращаться к правосудию за собственные деньги. "Источник: История всемирной литературы. 19 век - образ ldquo;почтительной проституткиrdquo;. В 1566 году был составлен каталог двухсот ldquo;самых выдающихся и почтенных куртизанокrdquo; с адресами и тарифами. Издатель его попал в тюрьму, но каталог тайно циркулировал и пользовался большим спросом, сыграв немалую роль в популяризации среди путешественников этих, по выражению Де Броса, ldquo;услужливых телесrdquo;. Наряду со зрелищем благородных девственниц к услугам Генриха III была дорогая куртизанка Вероника Франко, писательница и поэтесса, сделавшая предметом торга не только свое прекрасное тело, но и блестящий ум: она одаряла клиентов утонченными удовольствиями не только плотскими, но и интеллектуальными. Так как же следовало относиться к куртизанкам? Вопрос пропаганды и дипломатии. "Источник: История всемирной литературы. 19 век ldquo;Слава и всеобщее изумление, достойное вечностиrdquo;, ldquo;Врата ада, дорога нечестия, образец непостоянстваrdquo; - так рассуждали о венецианских куртизанках в 1607 году два персонажа в исполнении актера Франческо Андреини: капитан из ldquo;Адской Долиныrdquo; и его слуга. Под пером Бузенелло, привыкшего вращаться в кругах интеллектуалов-либертенов и прочих возмутителей спокойствия, торжество Поппеи носит - и это главное - отрицательный характер: куртизанка становится символом проституции у власти и проституции власти. "Источник: История всемирной литературы. 19 век своего предшественника. Амло де ла Уссе, громивший венецианский деспотизм, видит в куртизанках ldquo;пиявок, которых прикладывают к наиболее полнокровным частям государственного тела; пиявки эти сосут соки также и из иностранцевrdquo Паллавичино уверен, что публичные девицы пользуются негласной поддержкой Сената, которому выгодно держать молодых нобилей1"Источник: История всемирной литературы. 19 век ldquo;не завелись пагубные мыслиrdquo;. Спустя век ldquo;общественнаяrdquo; функция проституток меняется; теперь они посещают casi"Источник: История всемирной литературы. 19 век Почти все они включают в свое описание Венеции главу, где по достоинству оценивают исключительное очарование и талант этих дам и непременно рассказывают о каком-нибудь приключении - удачном либо неудачном - с одной из них. Венеция не способствует сохранению добродетели, замечает Монтескье, сумевший в этом убедиться на собственном опыте. Даже Руссо поддается искушению: смущенный, беспомощный, исполненный угрызений совести, он тем не менее пускается во все тяжкие, ибо, по его словам, в Венеции во всем, что касается женщин, воздержание просто невозможно. В конце концов он привязывается к молоденькой девочке и решает воспитать ее на свой манер. В те времена такая практика существовала. Миф о прекрасных венецианских куртизанках столь живуч, что будущий император Иосиф II во время одного из своих визитов вспомнил о милостях, оказанных Генриху III, и также пожелал воспользоваться любезностью красотки на одну ночь. "Источник: История всемирной литературы. 19 век - напротив, число их неизмеримо возросло, а активность давно выплеснулась за рамки Castelletto; просто пропасть между различными слоями ldquo;публичных женщинrdquo; стала значительно глубже. Проститутки (meretrici) стали преобладать над шикарными куртизанками (cortigia"Источник: История всемирной литературы. 19 век ldquo;с обнаженной грудьюrdquo;, хватают прохожих за полы длинной одежды и склоняют их к греху, преследуют иностранцев, заходят вместе с ними в кафе и там, в отдельных кабинетах, развлекают их. "Источник: История всемирной литературы. 19 век ldquo;на службеrdquo; у какой-нибудь бывшей проститутки, вновь вернувшейся к прежнему ремеслу; иногда роль сводни исполняла мать девицы. Те, кто состояли на содержании у своих любовников, обычно жили в специально снятых для них квартирах. У проституток не было отпусков и выходных, за исключением дня Страстной пятницы. С опасной скоростью стали распространяться и венерические заболевания (Руссо, без сомнения, имел все основания опасаться их), а сатирические поэты не преминули заявить, что в Венеции l dquo;умирали на всем скаку... по причине особой чумы, поразившей всю страну и не делавшей различия ни по полу, ни по званию... чума эта - французская болезньrdquo;. Правительство тем временем расширяло сеть благотворительных учреждений для бедных молодых девушек, дабы отвратить их от проституции и дать им некоторое образование: научить читать, считать, шить, вышивать, плести кружева. Следом за приютом ldquo;Незамужних Девrdquo; (Zitelle), основанным в XVI веке возле церкви с таким же названием, был открыт приют Poveri Pe"Источник: История всемирной литературы. 19 век не является чистым вымыслом. Он попытался встретиться с ней, попросил назначить свидание, затем узнал, что имеет дело с замужней дамой, но продолжал настаивать, заплатил, получил свидание, встретил элегантную, утонченную женщину, рассыпался в извинениях, но в конце концов понял, что она - именно то, что он искал. "Источник: История всемирной литературы. 19 век их собственных жен, а куртизанки прибывают в гондолах за сенаторами, чтобы забрать их прямо из Дворца. Там царит разврат. "Источник: История всемирной литературы. 19 век людей купается нагишом в водах Лидо: служба инквизиции тотчас причисляет ее к ldquo;падшим женщинамrdquo;, а ее сопровождающих - к ldquo;иностранцамrdquo;. Носителями испорченных нравов являются балерины, певицы, актрисы, заклейменные цензорами еще в XVII веке, то есть те женщины, чья деятельность противоречит нормам брака, семейной жизни и установленным порядкам. В частности, Анчилла Кампьони, ldquo;самая знаменитаяrdquo;, по словам Казановы, куртизанка в Венеции, является танцовщицей. Любопытно: пока эти ldquo;балериныrdquo; оставались под покровительством, к ним относились терпимо, но если они пытались заставить дворянина жениться на себе, их выгоняли из города. Есть также ldquo;незнакомкиrdquo;, ldquo;авантюристкиrdquo; или ldquo;паломницыrdquo;, прибывающие в город в поисках неверного возлюбленного, соблазненного мужа, неведомого отца; женщины эти не имеют определенного статуса, следовательно, исключены из действующих социальных правил. Некоторые девушки из знатных семейств, желая избежать ненавистного им брака, дерзали покидать родной дом и были вынуждены вступать на путь проституции. Брак - это ад "Источник: История всемирной литературы. 19 век легко, ибо все ее качества перечислялись в многочисленных трактатах - например, в ldquo;Чрезвычайно мудрых и серьезных советах о том, как выбирать супругуrdquo; Франческо Барбаро, опубликованных в 1548 году издателем Джиолитто; из этой книги черпали свои познания все ldquo;хорошие авторыrdquo;. Среди женских персонажей Гольдони есть хитрая служанка Лесбина, решившая женить на себе робкого деревенского философа; как и все ее товарки, она знает, какое приданое должна она принести, чтобы добиться доверия будущего супруга: ldquo;Преданность, честность, застенчивость и скромность, а, главное умение экономитьrdquo;. И уже почти побежденный философ отвечает: ldquo;Хороша женщина или уродлива, в любом случае она должна принадлежать только одному мужчине. Что же касается умения экономить, то вы должны для себя усвоить: всегда следуй воле мужа и не пытайся изображать ни хозяйку, ни ученую женщинуrdquo;. Таким образом, любая попытка выйти за отведенные женщине рамки не поощрялась, а разница в состоянии и образовании становилась непременным источником разногласий. Немало супружеских пар в комедиях Гольдони ссорятся именно из-за этого неравенства. Скромность означала сдержанность, отсутствие стремления бывать в обществе, главным образом галантном, нежелание наносить визиты, а также блистать остроумием в разговоре, не вмешиваться в политику, довольствоваться семейным очагом, поддерживать мужа в его начинаниях, рожать и воспитывать детей - одним словом, следовало ldquo;уметь держать домrdquo;. Образ идеальной женщины описан в основном через отрицания: предполагается, что женщина, наделенная всеми необходимыми добродетелями, должна быть ldquo;щедрой без границ, богатой, но без гордыни, одеваться красиво, но не роскошно, быть добродетельной, но не кичиться этимrdquo;. "Источник: История всемирной литературы. 19 век ldquo;Теперь и вовсе невозможно женитьсяrdquo;, - жалуется Лунардо, вспоминая святую скромность своей покойной жены. Записной женоненавистник Карло Гоцци ищет ldquo;совершенную возлюбленную, с возвышенным сердцемrdquo;, ldquo;добродетельную подругу, сумеющую оценить его метафизическую душуrdquo;, но его поиски напрасны: после трех бурных неудачных романов, о которых он повествует очень подробно, Гоцци решает остаться холостяком. Как мы уже видели, наметилась очевидная тенденция не всту

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать