Д. С. Самойлов (1920 - 1990), поэт, эссеист, драматург, литературовед, переводчик, "озорно и раскованно "играет в Пушкина", прибегая к ярким чертам стилистики великого мастера и одновременно подчеркивая разницу между собой и им. Пушкин для него - ориентир не столько поэтический... сколько человеческий, нравственный"1 . Так же, как и Пушкин, Самойлов любит осень - пору творчества:
И осень, которая вдруг началась
Прилежно...
Она мне настолько мила,
Что надо
На время оставить на время дела
Земные...
Подобно великому поэту, он восхищается красотой донны Анны - Красота дорога для него в любом проявлении, она есть жизнь, упоительная, горячая, светлая. Он упрекает Пестеля ("Поэт, Пестель и Анна") в том, что он "борется с жизнью, а не живет ею"2 . Сам Д. Самойлов - поэт жизни. Он пишет о детстве ("Из детства"), о матери ("Мать ушла..."), о "тенях прошлого". Это поэт, отдавший дань и военной тематике:
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
("Сороковые")
Прошлое, далекое ("Смерть Ивана") и близкое ("Выезд"), становится важной темой его лирики. И здесь вновь встает в памяти пушкинское стихотворение "Телега жизни": свой путь Самойлов также рисует как дорогу через время:
Зажигаются свечи созвездий.
Папа молод. И мать молода.
Конь горяч. И пролетка крылата.
И мы едем незнамо куда -
Все мы едем и едем куда-то.
("Выезд")
Это и время историческое ("Помирает царь, православный царь!"), и "сороковые, роковые", и космическое, лишенное границ:
Мать ушла. И тонкий полог
Вдруг исчез.
Надо мною звездный холод
В семь небес.
Небеса бездонны эти -
Синь и жуть.
Нас, как рыбу, манит в сети
Млечный Путь.
("Мать ушла...")
Осмысляя свой жизненный путь поэта - дорогу сквозь пространство и время, Самойлов приходит к горькому выводу:
Мне выпало все. И при этом я выпал,
Как пьяный из фуры, в походе великом.
Как валенок мерзлый, валяюсь в кювете.
Добро на Руси ничего не имети.
("Мне выпало счастье...")
Путь поэта печален и труден, велик и прекрасен ("Мне выпало счастье быть русским поэтом..."). И этим путем вечно будут идти те, кому дано слышать голос Музы:
Все, что тревожило нас, в вечности канет.
Но еще видно, как там, на перевале,
Вывесил цепкий кизил алые бусы...
"Из какого сора рождаются стихи..." - сказала когда-то А. Ахматова; "алые бусы" кизила - вот то привычное, будничное, увиденное особым взглядом, который превратил прозаическое в поэзию! Времена соединились в одном образе, созданном творцом-стихотворцем:
Вспомните, как в старину вы нам певали,
Песню запойте для нас, милые Музы!
Стилизация под фольклор ("Смерть Ивана"), глагольная рифма ("хромаю - ломаю - понимаю" - "Сороковые"), изменение стопности стиха ("Мать ушла..."), использование риторических приемов в поэзии - вот художественные особенности лирики Д. Самойлова.