Cкандальный сборник «Цветы зла» Бодлера

Его главное творение - знаменитый, легендарный, скандальный сборник «Цветы зла» (1857), который положил начало европейскому модернизму. Первое, что характерно для него абсолютный пессимизм, глобальное разочарование в мире в духе Байрона. Жизнь предстаёт в стихах Бодлера как нечто страшное, отвратительное, бессмысленное, настоящий Хаос, где царит смерть, разврат, зло, старость, нищета, болезни, голод, преступление. Так устроен мир, и надежды изменить его - нет. Неистребимое зло живёт в самом человеке, лирический герой Бодлера его чувствует в себе. Главный вопрос: как он к этому относится? По-разному. Есть стихи, яркие, сильные, более традиционные, в которых Бодлер осуждает зло в мире и в себе, страдает от зла внутреннего и внешнего. В эту страшную атмосферу всеобщего зла с головой погружает читателя первое же стихотворение сборника «Предисловие».

Приблизительно тот же смысл имеют замечательные стихотворения «Искупление», «Исповедь», «Сплин», «Весёлый мертвец», «Плаванье». В других стихах он прославляет любовь и красоту как спасение и возрождение души, например, стихотворение «Живой факел».

Но есть у Бодлера другие стихи, настоящие бодлеровские, бунтарские, нетрадиционные, где он по-другому относиться к злу - это стихи, где поэт находит позитивное в негативном, красоту в смерти, разложении, наслаждение в грехе и пороке, описывает всё это красиво, красочно. Бодлер находит в зле то, что влечёт к нему человека, отсюда и название сборника: цветы, то есть красота зла. Наслаждение, которое даёт зло и порок, странное, в нём перемешано много противоположных чувств - радость и ужас, наслаждение и отвращение. И всё же к этим ощущениям человек непреодолимо тянется.

Одно из самых известных стихотворений Бодлера «Падаль» - о том, как, прогуливаясь прекрасным летним днём с подругой за городом, автор натыкается на разлагающийся труп лошади, и начинает его подробно, смачно описывать и видит в том, как копошатся черви, своеобразную красоту и гармонию.

  • Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи
  • Над мерзкой грудою вились,
  • И черви ползали и копошились в брюхе,
  • Как черная густая слизь.
      • Все это двигалось, вздымалось и блестело,
      • Как будто, вдруг оживлено,
      • Росло и множилось чудовищное тело,
      • Дыханья смутного полно.
  • И этот мир струил таинственные звуки,
  • Как ветер, как бегущий вал,
  • Как будто сеятель, подъемля плавно руки,
  • Над нивой зерна развевал.
      • То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий,
      • Как первый очерк, как пятно,
      • Где взор художника провидит стан богини,
      • Готовый лечь на полотно.
  • (перевод В. Левика)

Яркое стихотворение «Гимн Красоте», где красота прославлена именно как красота зла, приводящая к преступлениям, к пороку, к смерти, но дающая небывалые ощущения.

Но самое небывалое, самое чудовищное стихотворение Бодлера - "Мученица". Рисунок неизвестного мастера». В роскошном будуаре в интимной обстановке на постели залитой кровью в бесстыдной позе лежит безглавый труп прекрасной полуодетой женщины - голова стоит тут же на столе. В описании есть изрядная доля изощрённого эротизма. Здесь опоэтизированы и смерть, и ужас, и непристойная эротика.

  • Среди шелков, парчи, флаконов, безделушек,
  • Картин, и статуй, и гравюр,
  • Дразнящих чувственность диванов и подушек
  • И на полу простертых шкур,
      • В нагретой комнате, где воздух - как в теплице,
      • Где он опасен, прян и глух,
      • И где отжившие, в хрустальной их гробнице,
      • Букеты испускают дух, -
  • Безглавый женский труп струит на одеяло
  • Багровую живую кровь,
  • И белая постель ее уже впитала,
  • Как воду - жаждущая новь.
      • Подобна призрачной, во тьме возникшей тени
      • (Как бледны кажутся слова!),
      • Под грузом черных кос и праздных украшений
      • Отрубленная голова
  • На столике лежит, как лютик небывалый,
  • И, в пустоту вперяя взгляд,
  • Как сумерки зимой, белесы, тусклы, вялы,
  • Глаза бессмысленно глядят.
  • На белой простыне, приманчиво и смело
  • Свою раскинув наготу,
  • Все обольщения выказывает тело,
  • Всю роковую красоту.
  • Подвязка на ноге глазком из аметиста,
  • Как бы дивясь, глядит на мир,
  • И розовый чулок с каймою золотистой
  • Остался, точно сувенир.
      • Здесь, в одиночестве ее необычайном,
      • В портрете - как она сама
      • Влекущем прелестью и сладострастьем тайным,
      • Сводящем чувственность с ума, -
  • Все празднества греха, от преступлений сладких,
  • До ласк, убийственных, как яд,
  • Все то, за чем в ночи, таясь в портьерных складках,
  • С восторгом демоны следят.
  • (Перевод В. Левика)

Стихи откровенно-эротического содержания: «Танцующая змея», «Песнь после полудня», «Украшения», «Проклятые женщины», описывающее лесбийскую любовь.

Пишет Бодлер и явно антихристианские стихи: «Непокорный», «Отречение святого Петра», «Литания Сатане». Есть у Бодлера ряд просто красивых стихотворений, целиком в духе модернизме, описывающих странные, утончённые, сложные ощущения, переживания. «Тревожное небо», «Кот». Необычное мурлыканье кота пробуждает в человеке странные сладкие ощущения, извлекаемые из глубин души.

Итак, Бодлер зафиксировал сложность устройства жизни, отношение его к злу неоднозначно. С одной стороны, он знает, что зло и порок ведут к гибели, страданиям, духовному опустошению. С другой стороны, зло непреодолимо, потому что даёт человеку наслаждение и другие необычные переживания, от которых человек отказаться не может.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент