x x
menu

Чувство принадлежности к национальному сообществу в мире Шевченко

Чувство принадлежности к национальному сообществу спасало поэта от тяжелого одиночества. Байронизм отчасти помог ему глубоко ощутить эту связь: «Если Байрона не сводить к «байроническому туману», к которому Кобзарь относился скептически, то «мировая скорбь, меланхолия Байрона имела своим соответствием национальную печаль Шевченко»: «Люблю как искреннюю, верную жену, Как безталанную свою Украину!». В проекции идеального бытия для зрелого Шевченко Родина перестает быть полем кровавым: она является воплощением извечного рая:

  • Вырос я на чужбине,
  • И седею в чужом крае,
  • И одинокому мне
  • Кажется - лучшего нет
  • Ничего у Бога, как Днепр
  • И наша славная страна...

Украина и Днепр будят у порабощенного лирического героя Шевченко надежду, «не дают Бога в смерти умолять». Иногда патриотичная тема звучит просветленно, как примирение с Богом:

  • Свою Украину любите.
  • Любите ее... Во время злое,
  • В последнюю тяжкую минуту
  • За нее Господа молите.

Вместе с тем трактование Украины как «утраченного рая» является, конечно, вариантом библейской мифологемы, которая проецируется на реальные обстоятельства истории края и личной биографии поэта:

  • ...ай до сих пор, как вспомню,
  • Это сердце плачет и болит,
  • Почему Господь не дал дожить
  • Малый век в том рае.

Исследования главных постулатов национальной идеи Шевченко должны основываться на природе художественного осмысления поэтом ключевых проблем украинской нации, лирический герой Шевченко репрезентует законность претензий к жизни, естественное право на счастье, подчеркивая немилосердность судьбы:

  • А я так имел, немного
  • Молил у Бога: Только дом,
  • Одну хатиночку в роще,
  • И два тополя круг ее,
  • И безталанную мою,
  • Мою Оксаночку; чтобы с ней
  • Вдвоем смотреть с горы
  • На Днепр широкий, на овраги...

В годы ссылки еще не терял надежды на примирение с Богом, на возобновление земной гармонии:

  • ...Бог милый!
  • Как хочется жить,
  • И любить твою правду,
  • И весь мир обнять.

Однако попытка гармонизировать христианское и жизненно-патриотичное чувства не становится у позднего Шевченко аксиологичной константой. Наконец он начинает использовать христианскую терминологию как материал для фундации собственного поэтического мифа.

И поскольку страдание, по христианским представлениям, очищают - так вот и неволя и скитания Поэта должны были бы стать в художественном мире Шевченко путем возвращения к утраченному раю.

Роль поэта в глазах зрелого Шевченко - снятие разногласия между индивидуальной дисгармоничной судьбой и призванием служения народу. Вспомним уже цитированные строки:

  • Идем же, долюшка моя!
  • Мой друг убогий, нелукавый!
  • Идем дальше, дальше - слава,
  • А слава - заповедь моя.

Бывало, что Шевченко, фактически жертвуя индивидуальным христианским спасением в вечности, приходит к выводу:

  • Я так ее, я так люблю
  • Мою Украину убогую,
  • Что прокляну святого Бога,
  • За нее душу погублю!

Этот риторический поворот призван отобразить явление, для самого Шевченко экзистенциально значительное и очень мучительное. Диалог-спор с Богом, который трагически продолжался в сознании поэта на протяжении всей жизни, оборачивается иногда избранием как объекта любви не Сильного и Всевластного, а обиженной и распятой Украины-Мамочки.

Можно прийти к выводу, что байроновский пафос героизации борьбы и мести передался и молодому Шевченко. Но весь жизненный и духовный путь украинского поэта складывался так, что он должен был переоценить наследие английского поэта. Шевченко был с самого начала близок к «народному романтизму», который охватывал все европейские литературы в первой половине XIX ст., и, в отличие от Мицкевича, Петефи, Гейне, которые приходили к народнопоэтическому мышлению, у Шевченко эта позиция была врожденной.

Однако, в отличие от поэтов, которые воспевали самоотречение гражданина в пользу отчизны в холодных эстетичных параметрах до недавнего времени всевластного классицизма, в отличие от Байрона, который не менее холодно и отчужденно противопоставил бытию массы своего аристократически-одинокого героя, украинский романтик заключил в свое отречение рая и свое обретение земной отчизны настоящее и совсем «нелитературное» страдание.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать