Цели:

Развитие толерантного сознания и этнической толерантности учащихся начальной школы.

Задачи:

Образовательные:

формировать знания о понятии «толерантность»; Развивающие:

способствовать развитию мышления, воображения, памяти;

продолжить развитие речи учащихся;

— формировать умение объективно анализировать свои поступки с позиции общечелове Ческих ценностей;

формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитательные:

прививать уважительное отношение к личности;

воспитывать умение слушать другого человека;

формировать толерантное отношение к другим людям;

— формировать умение объективно оценивать окружающих людей и их поступки, незави Симо от сложившихся стереотипов.

Форма проведения: внеклассное мероприятие

Оборудование: Интерактивная доска, документ-камера, слайды по теме мероприятия, заготовки из цветной бумаги в форме лепестков для игры «Цветик-семицветик», вырезанные из цветной бумаги фигуры улыбающихся человечков для слайда к стихотворению «Разноцветная планета».

Литература:

И. В. Персидская «Классные часы в 1–4 классах», Волгоград, 2006.

РОО Центр учительской инициативы «Человек отдающий», СПб, 2006.

Ход занятия

1. Вступительная беседа

Какой день отмечается ежегодно 16 ноября?

16 ноября отмечается Международный День толерантности.

Да, Международный День толерантности или терпимости был торжественно провозглашен в «Декларации принципов терпимости» ЮНЭСКО, которая была утверждена в 1995 году. Символом толерантности принято считать радужный флаг.

Слайд 1

Как вы понимаете слово «международный»?

Этот день отмечается не только в России, но и во всем мире.

Что значит слово «толерантность»? Ответы детей уточняются и дополняются работой со слайдом:

Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются По внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить В мире и сохранять свою индивидуальность».

Слайды 2–5

— Слово «толерантность» в переводе с различных языков звучит по-разному. (Работа со

Слайдами). Дети зачитывают по 1 определению и кратко его анализируют.

— Итак, мы узнали, как слово «толерантность» понимается в различных странах.

А теперь давайте попробуем разобраться в значении следующих слов. (Слова открываются

по одному, и объясняется их значение):

    Мир

    Дружба

    Сострадание

    Понимание

    Любовь

    Уважение

Например:

Мир может быть у нас в классе, когда никто не ссорится, мир может быть между государствами, которые находятся в добрых отношениях и т. д.

Ребята, подумайте, пожалуйста, что получится, если мы попытаемся объединить все эти понятия вместе?

Все эти понятия вместе составляют толерантность.

Мы с вами узнали, что такое «толерантность», а теперь я предлагаю вам узнать, Какая Бывает толерантность.

2. Этническая толерантность

Слайд 6

На слайд прикрепляются фигуры разноцветных человечков с улыбками на лицах и деРжащихся за руки.

— Послушайте, пожалуйста, стихотворение Владимира Орлова «Разноцветная планета»

И подумайте, какова его главная мысль:

        На свете живут Разноцветные дети. Живут на одной

        Разноцветной планете.

        И эта планета

        На все времена

        У всех разноцветных

        Всего лишь одна.

        Кружится планета, Большая планета, Ладонями солнца Она обогрета. Но греют планету Намного теплей Улыбки и смех Разноцветных детей.

        Ведь правда, друзья, Хорошо на планете, Когда на планете, Хозяева — дети! Давайте беречь От невзгоды любой Большой и доверчивый Шар голубой!

        Давайте, ребята, Назло непогодам, Обнимем планету Своим хороводом! Развеем над нею И тучи, и дым, В обиду её Никому не дадим!

    Какова главная мысль этого стихотворения?

    Люди разных национальностей должны жить в мире и согласии, всем на нашей планете должно быть хорошо.

    «Национальность» по-другому мы можем назвать «этнос». Давайте уточним это определение в словаре. (Заранее подготовленный ученик читает определение).

    — Так вот, если мы говорим об отношениях людей разных этносов, то это называется ЭтниЧеская толерантность.

    А теперь послушайте один интересный факт о нашей стране и подумайте, почему жителям России необходима этническая толерантность?

    Россия — многонациональная страна, на ее территории проживает более 180 национальностей и этнических групп: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, аварцы, мордва, казахи, азербайджанцы, даргинцы, удмурты, марийцы, осетины, белорусы, кабардинцы, кумыки, якуты, лезгины, буряты, ингуши и т. д.

    Так нужна ли в России этническая толерантность, и если нужна, то зачем?

    Этническая толерантность в России нужна для того, чтобы люди всех национальностей и этнических групп жили в мире и согласии.

    Сейчас я вам расскажу случай из жизни таких же, как вы, школьников, подумайте, как бы вы оценили их поведение?

    Третьеклассники ездили на экскурсию в музей. Обходя залы с экспонатами, они оказались рядом с группой студентов, среди которых было два негра.

    Ой, какие они черные! — сказала Аня.

    Ага, — подхватил Женя и, показывая пальцем на темнокожих студентов, стал громко смеяться.

    — Их, наверное, в темноте не видно.

    Думая, что они ничего не понимают по-русски, мальчик наговорил еще достаточно много

    колкостей.

    Заметив такое поведение школьников, один из русских друзей этих африканцев сказал:

    — Это мои друзья, очень порядочные люди, они учатся в медицинской академии и скоро

    Будут лечить и спасать людей, независимо от того, какого цвета у них кожа.

    Аня и Женя, смутившись, замолчали, а один из негров сказал своему русскому другу:

    Спасибо за поддержу, мы часто слышим подобное в свой адрес, хотя ничего плохого никому не сделали, — и он добродушно улыбнулся, но в глазах его была заметна грусть.

    Как вы оцениваете поведение школьников?

    Ученики повели себя бестактно и неуважительно по отношению к другим людям.

    Можем ли мы назвать их толерантными людьми?

    Нет.

    Будем надеяться, что после этого случая Аня и Женя задумаются над своим поведением и изменятся в лучшую сторону.

    Вывод:

    Как вы поняли, в чем же заключается этническая толерантность?

    — Люди разных национальностей должны с уважением и пониманием относиться друг

    К другу.

    3. Религиозная толерантность

    Ребята, кто из вас знает, что значит «Россия — многоконфессиональная страна»? (Ответы детей на этот сложный вопрос дополняет учитель).

    Слово «многоконфессиональная» сложное, образовано из двух слов — «много конфессий», т. е. в нашем государстве проживают люди разных вероисповеданий, или, по-другому, религий: православные христиане, католики, старообрядцы, мусульмане, приверженцы индуизма, иудаизма и другие верующие.

    Слайды 7–10

    Каждая из религий имеет свои культовые сооружения: у православных христиан это соборы, церкви и часовни, у католиков — костелы, у мусульман — мечети, у иудеев — синагоги. (Слайды)

    В каждой религии имеются свои правила, обряды и праздники, и представители одной должны с уважением относиться к людям другой веры, уважать их традиции.

    В этом заключается Религиозная толерантность.

    4. Межличностная толерантность

    Скажите, пожалуйста, а мы с вами по отношению друг к другу можем быть толерантными?

    Да.

    Поскольку каждый из нас — личность, то по отношению друг к другу мы можем говорить о Межличностной толерантности.

    Давайте проанализируем еще одну ситуацию: мальчик постоянно обзывает свою полненькую одноклассницу «толстухой».

    Каковы причины поведения мальчика?

    Мальчик плохо воспитан и т. д.

    Какие последствия могут быть для девочки?

    Девочка будет стесняться своей внешности, чувствовать себя в коллективе очень некомфортно и т. д.

    Какие последствия могут быть для всех одноклассников, если они никак не реагируют на эту ситуацию, не пытаются ее исправить?

    Эти ребята вырастут грубыми, черствыми и бездушными людьми.

    5. Обобщающая беседа

    Исходя из нашего занятия, скажите, пожалуйста, какое правило поведения по отношению к другим людям можно сформулировать?

    Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

    А теперь давайте поиграем в «Цветик-семицветик». Я раздам вам разноцветные лепестки, на которых нужно написать добрые пожелания в адрес других этнических, религиозных или социальных групп. Затем каждый зачитает свое пожелание, и лепестки соединятся в один большой «Цветик-семицветик», который на некоторое время будет вывешен в классе.

    6. Итог

    Слайд 11

    — Давайте подведем итог нашего мероприятия. Прочитайте высказывание Бернарда Шоу:

    «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам остаЛось только одно: научиться жить на земле, как люди»

    Можно ли сказать, что эти слова связаны с нашим занятием?

    Да, создавая самолеты, корабли и другие материальные ценности, нужно не забывать о том, что мы люди.

    Итак, что же такое толерантность?