Литературный процесс - это особая форма функционирования литературы в определенной стране в определенную историческую эпоху. Охватывает в свое силовое поле не только художественную литературу, а и все, связанное с ней: критику, литературоведение, философию, сопредельные искусства. Он состоит из таких факторов: творческие направления, их становление, развитие, упадок; стилевые течения, борьба между ними, временные границы; творческий задел художников, их новаторство; критика и ее влияние на развитие писательства; периодика, издательское дело; связь с литературами других народов; литературные группы, писательские организации.

Литературный процесс в каждой стране является составляющей мирового общественно-исторического процесса развития искусства слова. В ХІХ столетии возникло литературоведение - наука о художественной литературе, которая освещает ее происхождение, сущность и развитие. Это одна из гуманитарных наук, которая сыграет важную роль в духовной жизни общества, формируя у читателей эстетичные вкусы и мировоззренческие основы.

Его функция - анализировать литературные явления, оценивать художественные произведения в свете общечеловеческих идеалов, формировать систему научных знаний об искусстве слова, оказывать содействие прогрессу человечества. Украинское писательство оказало содействие пробуждению национального самосознания безгосударственной украинской нации. Оно стало защитником прав народа, а художественное творчество - трибуной защиты обездоленных. Итак, осознание общественного назначения литературы определило характер художественных поисков художников, появление героев, которые отмечаются активностью, стремлением изменить антигуманный мир, например, Бенедьо Синица, Евгений Рафалович у Франко, Чипка Варениченко у Афанасия Мирного и Ивана Билыка. Галерею борцов за свободу создали Михаил Старицкий, Борис Гринченко, Леся Украинка и прочие.

Возвеличивали человека-творца, духовно богатую личность Михаил Коцюбинский, Ольга Кобылянская, Александр Олесь.  литература этой эпохи была новаторской и в проблематике, образной палитре, и в жанровых формах. Она богата творческими индивидуальностями мирового измерения, разнообразием стилевых и художественных манер, гибкостью и свободой образного воплощения. Национальные художники сформировали новый тип читателя, который в начале ХХ столетия добывал в борьбе независимую Украину.

Литературная жизнь в Украине во второй половине ХІХ столетия развивалась в сложных историко-культурных условиях. Действие двух документов - Валуевского циркуляра (1863) и Емского указа (1876) - делало невозможным полноценность функционирования украинского литературного процесса. Этот период характеризуется чередованием «оттепелей» и «мертвых антрактов» (Сергей Ефремов). Оттепель начала 70-х годов была ознаменована усилением гражданской активности, созданием в Киеве Юго-Западного отдела Русского географического общества (1873), который стал ячейкой научного украиноведения и объединил деятельность таких мощных ученых и художников, как Павел Житецкий, Владимир Антонович, Михаил Драгоманов, Павел Чубинский, Николай Лысенко, Михаил Старицкий и прочие.

За три года они проделали колоссальную работу по сбору, изданию и исследованию украинского фольклора, изучению истории, языковедения и искусства. Эта работа была прервана царским указом 1876 года, который предусматривал запрет украинского печатного слова даже под нотами песни, ввоз украинской книги из-за границы, печатание переводов произведений на украинском языке.  литература данного периода имеет особенность, которая выделяет ее из других литератур мира: она находилась в постоянной связи с национально-освободительным движением своего народа. Михаил Грушевский подчеркивал: «История нашей литературы является заодно историей нашего возрождения национального и культурного, нечасто литературе выпадало такое важное значение в жизни народа...

Украинское слово спасло украинско-русский народ от видимой гибели. Геополитическая разделенность Украины, безгосударственный статус нации тоже отразились на литературном процессе. Самодержавная монархия Романовых проводила суровую и последовательную политику   запретов   относительно   национальных   культур,   в частности украинской. Конституционная монархия Габсбургов все же декларировала определенные права и свободы национальным меньшинствам, которые входили в ее состав. Таким образом, культурная жизнь на восточных (в составе России) и западных (в составе Австро-Венгрии) украинских землях имела свои особенности и отличия. Однако именно в период 70- 90-х годов ХІХ столетия украинцы все теснее сплачивались в общей борьбе против социального, политического и национального гнета. В этой борьбе главную роль играла интеллигенция, так как именно от нее зависела интенсивность национального самоосознания украинского народа.

В начале 70-х годов на Украине возродили свою деятельность общины. Их интеллектуальное ядро составляли представители патриотично настроенной интеллигенции, которая активно работала на ниве народного образования. Примечательно, что в общины пришли не только украинцы по национальности, но и поляки, в сознании которых победила правда исторической судьбы украинцев, - Владимир Антонович, Тадей Рыльский, Борис Познанский, Константин Михальчук. После 1876 года центр культурной и литературной жизни был перенесен из Киева во Львов. В Галиции активно действуют общество «Просвита», основанное еще в 1868 году, Литературное общество имени Шевченко (1875), реформированное в 1892 году в Научное общество имени Шевченко (НТШ), организовываются библиотеки, читальные, драматические и хоровые кружки. Многочисленные газеты и журналы на украинском языке («Правда», «Зоря», «Дело») дали возможность печатать произведения украинцам, которые жили по разные стороны границы.

Иван Франко организовал издание газет «Общественный друг», «Звон», «Молот», «Мир», «Жизнь и слово». Благодаря Наталии Кобринской во Львове в 1887 году появился женский альманах «Первый венок», который представил творческое достояние украинок. Отнеся это издание к «наилучшим и богатейшим по содержанию наших изданий того десятилетия», Иван Франко с гордостью заметил: «Голоса женщин-галичанок и украинок переплетаются и сливаются в одну гармонию. Чувство дружественности и духовной близости, несмотря на политические границы, показывается довольно ясно, пусть в сфере наиболее просвещенных, свободных женщин».

Первый политический эмигрант из Украины Михаил Драгоманов осуществил в Женеве пять выпусков сборника «Община» и двух номеров журнала с таким же названием. Благодаря его стараниям в Женеве был напечатан роман Афанасия Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные?». Драгоманов выступил в Париже на литературном конгрессе (1878) с докладом, в котором звучал протест против невиданных гонений литературы большого народа. Произведения украинских писателей могли появляться на Восточной Украине в единственном периодическом издании - «Киевская старина» (1882-1906). Правда, на протяжении 80- 90-х годов ХІХ столетия удалось напечатать несколько альманахов: «Эхо», «Совет», «Нива», «Степь», «Складка». Несмотря на постоянные правительственные запреты и ограничения печатного слова, в Украине появились художники, чья творческая индивидуальность и ныне очаровывает читателя своей яркостью и глубиной - Иван Нечуй-Левицкий, Афанасий Мирный, Борис Гринченко, Михаил Старицкий, Иван Карпенко-Карый, Иван Франко и другие.

 Во второй половине ХІХ столетия в украинской литературе ведущим художественно-стилевым направлением становится реализм. Писатели-реалисты основу художественного образа видели в его соответствии реальной действительности, а также в изображении прежде всего типизированных образов, изображении типичных обстоятельств. Призвание литературы реалисты видели в познании действительности и ее идейной оценке. Любимыми жанрами представителей этого литературного направления были роман и повесть.