Что такое изложение? Рекомендации относительно изложения

Изложение является одним из традиционных для школы видов работы по развитию связанной речи. Он имеет давнюю историю и разностороннее методическое обеспечение. Изложение используется в школе практически на всех уроках. Главная цель Изложения на уроках - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложениями разных видов, каждый из которых содержит элементы творчества. Письменное Изложение первичного текста требует от учеников, кроме орфографических и пунктуационных навыков, и речевых умений. Так, к комплексным навыкам, связанным с Изложением, принадлежат следующие навыки:

  • слушать и понимать текст, понимая тему и основную мысль, логику изложения, ведущий тип речи (рассказ, описание, раздумье), стиль речи, особенности авторского стиля;
  • запоминать конкретные факты, последовательность изложения материала;
  • понимать взаимообусловленность микротем, индивидуальный стиль автора (в том случае, если предлагается текст художественного или публицистического стиля);  воссоздавать услышанное в Изложении (с учетом вида Изложения: подробного или краткого) и особенностей типа и стиля речи;
  • оформлять текст в виде автономного высказывания (наличие начала и концовки);
  • совершенствовать Изложение согласно задаче первичного текста, темы, основной мысли, типа и стиля речи.

Одни из перечисленных навыков развиваются во время проведения всех видов Изложений, для формирования других нужно использовать определенный вид Изложения. По объему первичного текста в методике различаются подробные и краткие Изложения. Задачей подробного Изложения является полное воспроизведение - со всеми деталями, по возможности подробнее - содержания первичного текста с сохранением его стиля речи, композиционных и языковых особенностей (например, если в тексте присутствуют диалекты или устаревшие слова, то ученики имеют право их сохранить или же использовать литературные соответствия). Во время подробного Изложение воспроизводится ориентировочно 65 процентов объема первичного текста.

Относительно содержания первичного текста различаются полные, выборочные, а также Изложение с творческой задачей. В полных, содержание первичного текста передается полностью (даже если это краткий Изложение). Изложение с дополнительной творческой задачей предусматривает не только воспроизведение (подробно или сжато) готового текста, а и учит самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использование языковых средств, готовит к созданию собственных текстов. Каждый этап обучения речи в школе имеет свои задачи и предусматривает использование разных видов работ, в частности Изложения. Таких этапов можно выделить три:

  • подготовительный ( 1-4 классы),
  • систематизирующий ( 5-9 классы),
  • завершающий ( 10-11 классы).

На подготовительном этапе у школьников формируются навыки, которые дают возможность на следующем, систематизирующем этапе вырабатывать коммуникативные умения путем практического усвоения учениками системы понятий речевых знаний, которые составляют определенную теоретическую основу работы над Изложением (текст, его основные признаки, высказывание, типы речи, стили речи, виды Изложений: подробный, краткий, выборочный, ситуация общения). Однако, во время работы над Изложениями основным являются понятия о тексте, его тематической, смысловой, стилистической целостности. На завершающем этапе обучения речь Изложением как самостоятельный и другой вид работы почти отсутствуют, тем не менее, разные виды воспроизведения текста являются необходимыми элементами других, более сложных жанров речи: докладов, рефератов, рецензий, выступлений, статей, конспектов, аннотаций и т.п., которыми должны овладеть выпускники средней школы.

Как уже отмечалось, Изложение с творческой задачей по сложности занимает высшую ступень. С его помощью формируются жизненно необходимые умения воспринимать (слушать и понимать) услышанное, прочитанное, воссоздавать и создавать собственные устные и письменные высказывания. В методике для обозначения так называемых творческих изложениях используются разные названия: «усложненные изложения», «изложения с элементами произведения», «изложения с творческой задачей», «изложения с дополнительной задачей» и др. Главной целью в работе над изложениями разных видов являются формирования коммуникативных навыков. В процессе обучения родному языку, ученики должны пройти длинный путь - от подробного воспроизведения небольшого по объему, несложного по смыслу и композиции текста, до самостоятельного краткого или выборочного воспроизведения материала на заданную тему на основе нескольких источников, достаточно сложных по композиции и речи, значительных по объему, а также изложения с творческой задачей разной степени сложности. Систематическое использование изложения с последовательным его осложнением обеспечит успешное выполнение учениками всех указанных программой видов работ и будет оказывать содействие повышению уровня речевой культуры, а также орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности. Анализ специальных исследований, сборников для изложений, опыта работы учителей дал возможность выделить основные приемы работы над изложениями, которые должен использовать учитель во время обучения изложениям разных видов, в том числе и с творческой задачей. Коротко рассмотрим их. Вступительная беседа, целью которой является подготовка учеников к восприятию текста.

Приемы, связанные с восприятием текста:

  • чтение текста учителем (или прослушивание магнитофонной записи);
  • чтение текста учениками про себя (если текст есть перед глазами);
  • параллельное прослушивание текста и чтение (комбинированный прием работы).
  • Выбор учителем каждого из названных приемов будет зависеть от таких условий, как характер изложения (подробный, краткий, выборочный), сложность текста, подготовленность класса к тому или иному виду восприятия. Ведь аудирование  предусматривает три взаимосвязанных вида восприятия текста:

- глобальное (восприятие в целом, когда важно понять, о чем речь идет, какая основная мысль, что главное в позиции автора);

- подробное (осознание основных смысловых блоков текста с большим или меньшим набором деталей в зависимости от направления и вида Изложениеа - подробный, краткий или выборочный);

- критическое (отработка своего взгляда на то, о чем идет речь в тексте).

  • Во время этой работы очень важной является установка на активное восприятие текста: «Определите тему и основную мысль высказывания»; «Почему текст имеет такой заголовок» и т.п.
  • Беседа по смыслу, которая готовит учеников к восприятию содержания, развивает их мыслительные способности. Тем не менее, нужно сказать, что нецелесообразно ставить очень много вопросов к тексту для подробного Изложениеа, поскольку это определенной мерой снижает интерес учеников к работе.
  • Анализ структуры текста, во время которого школьники усваивают, кроме тематической и смысловой, структурную целостность текста, убеждаются в делении текста на части (подтемы и микротемы), каждая из которых связана с основными мыслями, наблюдают за способами связи частей и предложений в тексте. Составление плана (простого и сложного), которое предусматривает такие интеллектуальные умения, как деление текста на смысловые части, формулирование каждого пункта плана, его оформление, сопоставление плана и первичного текста.
  • Укажем, что составление плана является одновременно приемом и предметом обучения. Во время составления плана очень важно различать план текста и композиционную схему текста, например тип рассказа, описания, раздумья или объединение разных типов речи, поскольку она очень важна для понимания построения текста для изложениям. Например, к тексту и объединением разных типов речи (повествовательного характера с элементами описания и раздумья) может быть такая композиционная схема:
  •  Описание предмета.
  • Рассказ                    
  •  Оценка предмета.
  •  Раздумье.

Схема подскажет ученику, из каких фрагментов состоит текст, а знания о строении типов речи помогут расчленить тип речи на слова и предложения. Восприятие учениками содержания текста происходит по-разному. С целью ознакомления могут быть использованы разные приемы, о которых говорилось ранее. Большей частью в школе применяется чтение текста учителем. Следует заметить ученикам, что во время первого прослушивания текста нужно не только воспринимать содержание, определять тему, находить соответствие между заголовком и темой (прямая, переносная, опосредованная), стараться понять основную мысль текста, анализировать его строение, то есть обращать внимание на то, как начинается текст, как завершается, отмечать логическую связь между отдельными микротемами, предложениями, абзацами, находить ключевые слова, повторы, синонимы, определять основной тип речи (рассказ, описание, раздумье).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент