x x
menu

Что мне нравится в современной русской поэзии

Н. К. Старшинов (1924), поэт и фольклорист, в своем творчестве воплотил те художественные принципы, которые свойственны народной поэзии. На идейно-тематическом уровне это любовь к миру, к человеку, "братьям нашим меньшим", на художественном - песенные интонации, мелодичность, использование точной рифмы, разных видов рифмовки, обогащающих ритмический рисунок стиха. Он также много писал о войне:
Сушь - в залитом солнцем овраге.
Сухота в раскаленном рту.
Пить хочу! И ни капли во фляге.
Жить хочу! И невмоготу.
Ни ребят и ни санитара.
Но ползу я, пока живу...
("Сушь")

Некоторые стихотворения его оказались столь мелодичными, что были положены на музыку:
Я был когда-то ротным
Запевалой,
В давным-давно прошедшие
Года...
Такие стихотворения характеризуют исповедальность, автобиографичность:

И вдруг наш старшина на всю округу
Как гаркнет: - Эй, Старшинов, запевай!
("Я был когда-то ротным запевалой...")

Лирический герой имеет не только ту же судьбу - то же имя, что и поэт, - это помогает читателю почувствовать трудности солдатского пути, увидеть "в лицах" военные будни - увидеть, и навсегда запомнить, и уже никогда не быть Иваном, не помнящим родства!
Интересен и цикл произведений, где главными героями становятся животные и птицы. Они все имеют человеческое сердце, ведут себя так же, как человек. Щуренок ("Щуренок") "лелеет лишь одну мечту":

"Всем вам покажу я, погодите,
Только вот немного подрасту!
...А того усатого налима,
Что отгрыз мой хвост, меня ловя,
Разыщу я и неумолимо
Проглочу, как жалкого червя!"

По-видимому, проблема "отцов" и "детей" существует и в мире щук... В другом стихотворении - "Ерш" - "малыш"-ершик, с "колючками", с "глазами всегда на страже", получает душу! А в произведении "Некогда, растерянный и жалкий..." галка, глупая, со "светло-голубым и наглым взором", важная и самодовольная, помогает герою справиться с бедой:

По ногам меня стегают лозы,
Хлещут по лицу и по плечу,
И никак не просыхают слезы.
Ну а я бегу и хохочу...

Безусловно, увлечение фольклором сказалось в творчестве Н. Старшинова.

К. Я. Ваншенкин (1925) - поэт, чьи стихи столь музыкальны, что многие из них стали народными песнями. Он тяготеет к новеллистичности, сюжетной замкнутости эпизода, стремится к единству жанровой формы и содержания: "Его короткие стихотворения могут быть соотнесены с лирическими миниатюрами прозаиков: "затесями", "камешками на ладонях", "мгновениями"... В них можно обнаружить все элементы эпической структуры: экспозицию, данную двумя-тремя скупыми штрихами, завязку, развитие событий, доводящее до кульминационного момента, наконец, развязку"5 . Так выстроено, например, стихотворение "Мальчишка":

Он был грозою нашего района,
Мальчишка из соседнего двора...
В густом саду устраивал засады,
Играя там с ребятами в войну.
И как-то раз увидел он из сада
Девчонку незнакомую одну...
кульминация:

Сейчас мелькнут разбросанные книжки -
Не зря ж его боятся, как огня...
И вдруг она сказала: -
Там мальчишки...
Ты проводи, пожалуйста, меня...
развязка:

...Легли на землю солнечные пятна.
Ушел с девчонкой рядом командир.

Завершается стихотворение выводом, который придает произведению философскую глубину, показывает вечное, непреходящее торжество жизни:

И подчиненным было непонятно,
Что это он из детства уходил.

Некоторые стихотворения становятся лирическим комментарием, словно бы мимолетно брошенным взглядом, заметками о том, что видит автор. Таковы "Осы", "Сверчок", "Расставание", "Я вздрогнул: одноногий паренек...":

Я вздрогнул: одноногий паренек
Стоял внизу - уверенный и ловкий,
На валенке единственном - конек,
Прикрученный растрепанной веревкой...
Свободно оттолкнулся костылем
И покатил, повитый снежным дымом...
Я проходил. Я тоже сделал вид,
Что каждый день встречается такое.

"Репортажный" стиль повествования подчеркивает искренность автора, его объективность, помогает передать сиюминутность, единственность, конкретность этого переживания - и в то же время типичность, вневременные его границы.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать