x x
menu

«Чайка». Жизненная цель и смысл искусства как главные проблемы произведения

Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественные особенности произведения, драматического конфликта и развития сценического действия в пьесе; развивать образное и аналитическое мышление, умение характеризовать героев, драматический конфликт, анализировать развитие сценического действия в пьесе, высказывать свои мысли по поводу прочитанного, обосновывать их; воспитывать целеустремленность, гуманизм, порядочность, эстетический вкус.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему; фрагменты пьес.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока

I.             Мотивация учебной деятельности

Учитель. «А. Чехов... уточнил и углубил наши знания о жизни вещей, звуков, света, который в театре, как и в жизни, имеет огромное влияние на человеческую душу. Сумерки, закат солнца, его восход, гроза, дождь, первые звуки утренних птиц, топот коней по мосту и громыхание экипажа, который отъезжает, бой часов, крик сверчка, вспышка, - нужны Чехову не для внешнего сценического эффекта, а для того, чтобы раскрыть нам жизнь человеческого духа»,- писал выдающийся режиссер К. Станиславский. Сегодня мы и попробуем разобраться в особенностях драматического конфликта пьес Чехова, в построении системы образов, чтобы понять и воспринять новаторские идеи драматурга и осознать их значение для нас.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний

Клоуз-Тестирование (письменно продолжить предложение, каждый правильный ответ - 1 балл, оценивается с помощью работы в парах, взаимопроверки под руководством учителя)

1.             Аркадина против пьесы сына, так как... (не ее будут хвалить, не ей все внимание).

2.             «Она скупая. У нее в Одессе в банке семьдесят тысяч - это я знаю наверняка. А попроси у нее одолжить, она станет плакать». эти слова - о... (Аркадиной).

3.             Треплеву, когда он сидит с гостями матери, не нравится, что они... (смотрят на него, как на ничто).

4.             Треплев ставит пьесу в домашнем театре о том, что... (будет через двести лет).

5.             Треплев перерывает спектакль потому, что... (его не воспринимают серьезно, мать делает едкое замечание).

6.             Аркадина говорит, что Нина - несчастная девушка, так как... (мать заповедала весь свой большой достаток мужу, а тот - своей второй жене, оставив дочь ни с чем.)

7.             Любимое занятие Тригорина - ... (рыбачить).

8.             Маша, хотя и вышла замуж за Медведенко, влюбленная В... ( Треплева).

9.             Тригорин рассказывает Нине, что он недоволен собой, так как... (его произведения кажутся ему несовершенными, отсталыми от жизни).

10.           Нина через закладку в книге говорит Тригорину... (если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее).

11.           Нина подписывала письма Треплеву - ... (Чайка).

12.           Фраза Аркадиной «игра скучная, но когда к ней привыкнуть, то ничего» свидетельствует о том, что... (господа не знают, чем заняться, куда девать свое время, живут банальной, неинтересной жизнью).

IV. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

- мы будем говорить об особенностях драматического конфликта. Что же такое конфликт? Найдите определение в литературоведческом словаре.

Конфликтом называется изображение в драматическом произведении острого столкновенья противоположных идей, моральных принципов, характеров, разных социальных сил и исторических тенденций.

Особенностями пьес А. П. Чехова является то, что они имеют внутренний психологический характер. Прямое, внешнее противопоставление отсутствует. В самом деле, кому сочувствует автор в пьесе «Чайка», кому должны отдавать свои симпатии зрители и читатели? У всех героев есть свои привлекательные черты, равно как и непривлекательные. Тяжело выделить одного главного героя. С полным правом это может быть и Нина, и Треплев, и Тригорин, и Аркадина. У Чехова все действующие лица одинаковые по своему значению, а точнее - незначимости. Каждый из них вносит что-то собственное, неповторимое, отличное от остальных. Они дополняют друг друга, образовывая ансамбль.

2. Определите черты героев пьесы «Чайка», которым писатель уделяет больше всего внимания (комментируемая характеристика)

3. Работа в группах. Развернутая характеристика персонажей

Задача:

I              группа — Треплев;

II             группа — Тригорин;

III            группа — Аркадина;

IV            группа — Заречная;

V             группа — другие персонажи (Дорн, Сорин, Шамраев, Маша, Медведенко).

(Ожидаемые ответы

I группа. Константин Гаврилович Треплев - молодой мужчина лет 25-ти, уволенный из университета, очевидно, за неимением денег в уплату обучения, нигде не служит, киевский мещанин», а по определению дяди - «нахлебник». Он сын актрисы Аркадиной и племянник Сорина, в имении которого происходят события. Треплев вырос в атмосфере поклонения сцене, поэтому захотел создать собственный театр, в котором бы отразились его новые взгляды на искусство.

Спектакль Константина без декораций, с условными, мистическими образами, фактически без действия не воспринимают ни мать, ни ее друг, писатель Тригорин. И это углубляет драму юноши, ведь он замечает, что к его матери приходят «все знаменитости, артисты и писатели», и только он в этом обществе - «никто». Треплев по-настоящему влюблен в Заречную - дочь соседского помещика: «Я слышу ее шаги... Я без нее жить не могу... Даже звук ее шагов замечательный... Я счастлив невыразимо...». Константин обожествляет девушку, идеализирует, она же ведет себя довольно сдержанно, так как влюблена в Тригорина, считая того талантливым писателем. Треплева поддерживает лишь врач Дорн: «Впечатление сильное... Вы талантливый человек». В самом деле, Треплев стал неплохим беллетристом, его печатают и читают, хотя мать и не воспринимает занятия сына серьезно, даже не интересуется им совсем.

У юноши доброе сердце, он все равно любит мать, говорит: «Я люблю маму, сильно люблю; но она ведет бессмысленную жизнь, во всякое время носится с этим беллетристом». Сорину он дает довольно объективную характеристику своей матери: «Безусловно талантливая, умная, способна рыдать над книжкой, охватит всего Некрасова наизусть, за больными присматривает, как ангел; но попробуй-ка похвалить при ней Дузе. Ого-го! Нужно хвалить только ее...». «Она уже и против меня, и против спектакля, и против моей пьесы, так как не она играет, а Заречная. Она не знает моей пьесы, но уже ненавидит ее».

Более всего разногласий между Треплевым и Аркадиной в вопросах театра. Он против традиционного театра, а она любит его в старых формах: «...Ей все кажется, что она служит человечеству, святому искусству, а по-моему, современный театр - это рутина, предрассудок».

Влюбленный в Нину Треплев не замечает сильных чувств к нему другой девушки, Маши, и грубо ее отталкивает: «Не ходите за мной!».

Константин видит лицемерие Тригорина, его бездушность и желание жить за чужой счет, а мать, наоборот, считает того талантливым, благородным человеком, сына же - завистником. Из-за этого возникает ссора.

Более всего несчастным, отброшенным Треплев чувствует себя из-за неразделенной любви к Нине. Он даже стреляется из-за нее (правда неудачно). В последнем действии Заречная, которая стала-таки актрисой и испытала большую личную трагедию из-за Тригорина, снова отвечает отказом Треплеву, и это убивает его окончательно - он кончает жизнь самоубийством в духе экзистенциализма. Как видим, талантливый, добрый, романтический, но слабый духом человек пострадал из-за неразделенный любви.

II группа. Борис Алексеевич Тригорин - известный писатель, любовник Аркадиной. Треплев так характеризует его еще в первом действии: «Человек умный, простой, чуточку... меланхолический». Пишет он «...талантливо... но... после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина». Тригорин, бесспорно, талантливый, но к сочинительству относится как к ремеслу и как к увлечению, которое утомляет и от которого он не может избавиться. Все записывает в записную книгу, ничего поэтического не усматривает в своей профессии, жизнь рассматривает как материал к своим книгам. Часто недоволен собой (и здесь ощущается позиция самого автора), понимает, что необходимо бы писать о народе, «о его страдании, о его будущем, говорить о науке, правах человека...».

Тригорин влюбляется в Нину, которая искренне увлечена им, но не имеет своей воли, поэтому Аркадина его не отпускает от себя, слезами, лестью и хитростью сводит на нет его старания построить свое счастье с Заречной.

Наконец проявляется его подловатое естество - он встречается-таки с Ниной (у них был даже ребенок, которого они потеряли), а потом бросает ее, разлюбив. При этом Тригорин не оставлял своей связи и с Аркадиной. Он потерял жизнь девушки просто так, из скуки.

Сбывается записанный им сюжет о счастливой девушке на берегу озера, куда «случайно пришел человек, увидел и от нечего делать потерял ее, как вот эту чайку».

Итак, трагедия Тригорина - от собственного несовершенства, которое он, кстати, сам и признает и понимает.

III группа. Ирина Николаевна Аркадина - известная актриса. Она имеет брата, взрослого сына, любовника, наверное, младше нее. Ее жизнь - театр, успех, почитатели, основная забота - о своем привлекательном виде, модных дорогих туалетах. Все другое ее интересует мало, даже собственный сын, его взгляды и проблемы. У Аркадиной есть деньги, но она не желает помочь ни сыну Константину, ни брату, хотя и сознает непривлекательность такого своего поведения. Во время примирения с Треплевым она говорит: «Извини свою грешную мать».

Аркадина знает себе цену, следит за собой, говорит Маше, которая всегда держалась в «струне» и ей даже теперь «хотя бы и пятнадцатилетнюю девочку играть», так как она постоянно работает, переполненная чувствами и движением.

При всей своей доброте, как говорит о ней сын («за больными присматривает, как ангел»), Аркадина капризная и эгоистическая, например, когда требует дать ей коней для поездки, «одаривает» одним карбованцем трех прислужников, подвергает критике Треплева за пьесу, не вникая в суть, держит при себе Тригорина и т.п.

Приехав к больному брату, Аркадина беспокоится, прежде всего, о своих развлечениях, за игрой в лото не обращает внимания ни на выстрел, ни на настроение окружающих, которые узнали, что Треплев застрелился.

Как и у многих реальных людей, в характере Аркадиной переплетаются положительные и отрицательные черты - ум, талант, доброта и эгоизм, прихотливость, равнодушие к судьбе близких людей.

IV группа. Нина Михайловна Заречная - одна из центральных фигур пьесы. Отец Нины против ее увлечения театром, поэтому девушке приходится убегать из дома, чтобы сыграть в пьесе Треплева. Произведение Константина ей не очень нравится, но играет она с чувством, что свидетельствует о незаурядном таланте. Нине, очевидно, нравился Треплев, но после знакомства с Тригориным все свои чувства она отдает известному поэту. Ее интересует, «как чувствует известный талантливый писатель», считает, что знаменитостям «пришлось на судьбу жизни интересное, светлое, полное значение», и говорит: «За такое счастье я перенесла бы нелюбовь близких, бедность, разочарование, я бы жила под крышей и ела бы лишь... хлеб..., тем не менее, я бы уже попробовала славы... настоящей, говорливой славы...». Нина Заречная действительно становится актрисой, правда, провинциальной, пережив любовь и измену Тригорина, смерть собственного ребенка. Родители не пускают ее в свой дом, и она ходит окраинами, чувствуя себя бездомной, чайкой. Да и артистическая жизнь оказывается не такой романтической: «Завтра утром ехать в Елец в третьем классе... Грубая жизнь». Заречная отвечает Треплеву на его признание в любви, что она «Теперь уже... не и...» и «Попали мы с вами в круговерть». Пройдя испытание, героиня считает, что «или играем мы на сцене, или пишем... главное не слава, а умение терпеть». Она призывает: «Умей нести свой крест... и веруй. Я верую... и когда я думаю о моем призвании, то не боюсь жизнь». На прощание она говорит Треплеву: «Когда я стану выдающейся актрисой, приезжайте взглянуть на меня. Обещаете?».

Как видим, на протяжении пьесы произошло перерождение Нины Заречной из мечтательной, экзальтированной девушки в настоящую актрису, которая несет людям счастье общения с высоким искусством.

V группа. Врач Дорн Евгений Сергеевич - своеобразный представитель автора в пьесе. Это немолодой уже мужчина лет 55, который привык к вниманию женщин и их благосклонности. Дорн любит искусство, знает толк в нем. Он чуть ли не единственный поддерживает Треплева, считая, что в произведении должен быть «подъем духа». Но предостерегает молодого автора, что он должен знать; для чего пишет: «...Так как... забредете, и ваш талант погубит вас». Эпизодическую роль выполняет в пьесе и Петр Николаевич Сорин, владелец имения, где происходит действие пьесы, брат Аркадиной. 

Действительный статский советник вышел на пенсию, купил усадьбу и живет в полной бездеятельности, все дела передоверил управляющему и оказался в определенной материальной зависимости у него. Себя он называет «человеком, который хотел»: хотел стать писателем, хотел научиться красиво говорить, хотел вступить в брак, но ничего этого не осуществил.

Сорин имеет доброе сердце. Он сочувствует своим родным, защищает Константина и просит у сестры денег для него, предостерегает Аркадину: «Нельзя так... вести себя с молодым самолюбием». Треплев, в свою очередь, просит у матери денег для дяди, так как считает, что все его болезни - от однообразия жизни.

Маша Шамраева - дочь управляющего имения Сорина. Она нюхает табак и пьет водку, ходит в черном, нося траур по самой себе, так как считает себя самой несчастной из-за неразделенной любви к Треплеву. Она отвечает Аркадиной на замечание, что выглядит старше своих лет: «А у меня такое ощущение, словно я родилась уже давно... И часто не бывает ни единого желания жить».

Медведенко же из-за его постоянных жалоб на бедность делает замечание: «На ваш взгляд, нет большего несчастья, как бедность, а как по мне, так в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать чем... Впрочем, вам не понять...».

Чтобы вырвать из своего сердца любовь к Треплеву, Маша выходит замуж за Медведенко, рожает ребенка, но так и не может справиться со своими чувствами. Итак, и здесь трагедия неразделенной любви, которая преодолела и материнские чувства, и чувство обязанности.

Учитель Семен Семенович Медведенко - человек среднего возраста, умеренный и добродушный, немного просвещенный, но больше - ограниченный, поэтому автор даже подсмеивается над ним. Хотя проблема бедности, особенно в среде провинциальных учителей, была действительно серьезной.

Медведенко самоотверженно любит Машу, терпеливо переносит ее прихоти и равнодушие. Итак, и здесь существует проблема неразделенной любви в браке.

Выстраивается такая любовная цепочка: Медведенко -> Маша -> Треплев -> Нина -> Тригорин.

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Учитель. Главный конфликт пьесы «Чайка» определяют как поиск жизненной цели и смысла искусства в столкновении с реалиями жизни. Объясните, как вы это понимаете и разделяете ли мнение литературоведов.

VI.           Домашняя задача

Повторить сведения о драматическом конфликте пьесы, научиться характеризовать героев.

VII.         Итог урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Закончите предложение:

•              Из героев пьесы «Чайка» больше всего мне запомнился…

•              «Чайкой» пьеса названа потому, что…

•              Я хотел бы (хотела бы)…

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать