Изменение мировоззренческих и эстетичных систем. Сложность и неоднозначность художественного процесса этого периода.
Цель: ознакомить учеников с основными тенденциями совместно-исторического и художественного развития первой половины ХХ ст., развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации, умение выделять главное и высказывать о нем суждения, расширять кругозор учеников; воспитывать интерес к искусству, литературе, эстетичный вкус.
Оборудование: портреты известнейших философов (Ф. Ницше, З. Фрейда, К. Маркса, А. Бергсона и др.), представителей литературы первой половины ХХ ст. разных направлений; картины представителей модернизма; иллюстративные материалы к характеристике эпохи.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учеников.
- «Утрачено равновесие между человеком и природой, между жизнью и искусством, между наукой и музыкой, между цивилизацией и культурой»,- писал о начале ХХ ст. русский поэт Александр Блок. О бушующем и противоречивом общественно-историческом развитии мира первой половины ХХ ст., его неоднозначных связях с культурным и литературным процессом, изменение мировоззренческих и эстетичных систем, возникновение новых литературных направлений, стилей и жанров и будет идти речь на сегодняшнем уроке.
II. Объявление темы и цели урока.
III. Актуализация опорных знаний.
Составление таблицы важнейших исторических событий, открытий в области науки и техники первой половины ХХ ст.
Создание клеточной и эволюционной теорий
Как вы думаете, каким образом рассмотренные нами события повлияли на искусство? (Они побуждали художников к поиску новых путей осмысления действительности, форм и сути отображения.)
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Мини-лекция учителя с элементами беседы.
- Литературоведы определяют такие условные исторические периоды развития литературы: первый - от событий Парижской коммуны до Первой мировой войны ( 1871-1914); второй - когда рождалась новая литература, которая прошла испытание революциями и войнами ( 1914-1945 гг.); третий - постижение глобальных катаклизмов эпохи ( 1945-1985 гг.).
Бушующее и противоречивое общественно-историческое развитие мира обозначилось на мировоззренческих и эстетичных системах, на искусстве и литературе. Ведь там, где, на первый взгляд, властвовали правопорядок, мораль, религия, вдруг забурлила стихия, которую нельзя было постигнуть умом: жестокая рыночная борьба в промышленности, сокрушительные империалистические и гражданские войны, социальные революции, тоталитарные режимы.
Суровая действительность, неуверенность в будущем порождали пессимистические настроения; человек терял свою значимость, индивидуальность. В духовной жизни западного общества философия вместе с искусством и наукой начала искать пути преодоления кризисных ситуаций, стремилась стать духовной опорой для человека.
Представители новой философской мысли А. Шопенгауер, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, З. Фрейд и др. рассматривали жизненные явления в их побежалости и противоречивости; объектом исследования они избрали современного им человека с его радостью и ожиданиями, неприятностями и неурядицами, человека, который ощущал себя придавленным и обезличенным «винтиком» адской общественной машины.
Артур Шопенгауер, в частности, считал, что глубинной сущностью всего живого является иррациональная эгоистическая «мировая воля». Обосновав требования жизненных страданий, философ предупреждал об отсутствии любой возможности спасения, кроме потери воли к жизни. Его концепция повлияла на развитие декадентского искусства, которое, в свою очередь, стало основой одного из направлений модернизма - символизма.
Согласно «философии жизни», одним из основателей которой был Фридрих Ницше, человек сам становится содержанием и мерилом ценности всех вещей, поскольку сам является творцом и имеет возможность поверить в собственную ценность». Мыслитель предостерегал от бессмысленных поисков Божьей помощи, так как «умерли добрые боги», человек остался наедине со своим могуществом и своими слабостями. Философские выводы Ф. Ницше во многом обозначились на творчестве экспрессионистов и футуристов.
Немецкий философ, провозгласив идеи «смерти Бога» - «сверхчеловека», который является свободным от упроченных моральных норм и руководствуется «волей к власти», разработал концепцию историко-культурного развития как беспрерывного чередования «дионисийской» иррациональной и «аполлоновской» стихий. Идеями Ницше в завуалированной форме руководствовалась гитлеровская идеология.
Не менее весомой была научная концепция Анри Бергсона, французского философа, согласно с которым, ум, который руководствуется меркантильностью, может дать людям лишь знания низшего сорта. Поскольку жизнь является иррациональной, обеспечить высшие знания о ней может только интуиция, внезапное прозрение. Мысли мыслителя в значительной мере повлияли на окончательное формирование экспрессионизма. А. Бергсон стал основателем интуитивизма, критиком интеллектуального и аналитического познания; он создал концепцию «жизненного прорыва».
Большое влияние на развитие литературы модернизма имела психоаналитическая теория австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда, который обратил внимание на существование подсознательных механизмов в психике человека (так называемых «комплексов»). Философ рассматривал психику человека как объединение трех элементов: естественное «я» - носитель плотских желаний - подсознание; рационалистическое «я» - сознание; моральное «я» - вне сознания. Между всеми элементами личности происходит борьба, жертвой которой является человек. Эта философская и вместе с тем психологическая концепция обозначилась на развитии сюрреализма.
Как вы считаете, что вызвало обновление искусства в первой половине XX ст.?
Таким образом, политический, идеологический и экономический кризисы оказывали содействие возникновению новых философских теорий, глубокому структурному перевороту в эстетичном сознании и художественном творчестве, появлению новой системы литературных направлений, стилей и жанров.
2. Сообщение учеников о влиянии идей других философов на развитие искусства.
Краткое содержание сообщения.
Карл Маркс ( 1818-1883) - немецкий философ, теоретик и деятель коммунистического движения; основатель марксизма - философской, экономической, социально-политической теории, которая была положена в основу коммунистической идеологии, составила фундамент социалистического реализма.
Освальд Шпенглер ( 1880-1936) - немецкий философ; разработал концепцию культуры как ряда независимых друг от друга, локальных, запертых в себе культур, а также теорию противостояния «культуры» и «цивилизации».
Хосе Ортега-и-Гассет ( 1883-1955) - испанский философ и эссеист, проводник испанского движения возрождения; исследовал феномены «эпохи масс», разрыва новаторского искусства с культурной традицией в начале ХХ ст.
Серен Кьеркегор ( 1813-1855) - датский философ; развил проблему смысла человеческой жизни в мире, который потерял стабильность. Он отстаивал радикальное одиночество человека, его свободу перед «общим» - миром культуры, определяя как основные параметры бытия возможность выбора, страх и отчаяние.
Карл Гюстав Юнг ( 1875-1961) - австрийский философ и психоаналитик; попробовал объяснить вопрос истории через призму бессознательной деятельности человеческой души. Ему принадлежит обоснование наличия двух типов человеческой личности - экстравертивного и интровертивного обоснования термина «самопознание» как жизненной цели человека в овладении всем спектром собственных возможностей, введение термина «индивидуация» для обозначения согласованности психологических структур души. Желание научного работника заглянуть за границы приобретенного поколениями опыта, который сохраняется в воспоминаниях конкретного индивида, оказывало содействие преобразованию психоанализа на философию культуры.
V. Закрепление знаний, умений и навыков.
Аналитическая работа.
Вставьте пропущенное слово в высказывание философа Артура Шопенгауэра, который утверждал, что «для счастья человеческой жизни самым важным есть то, что человек ... в самом себе».
Слова для использования Имеет; делает; выписывает; думает.
VI. Домашняя задача.
Рассказывать об общественно-историческом развитии мира в первой половине ХХ ст., ведущие тенденции литературного процесса этого периода.