Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественные особенности поэзии «Ринг»; учить высказывать собственные суждения по поводу проблем произведения, вести дискуссию, проводить аналогии с собственными жизненными наблюдениями; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать честность, чувство человеческого достоинства.
Оборудование: портрет поэта, портреты украинских боксеров — братьев Кличко, плакат «Правила ведения дискуссии».
Форма проведения: урок с использованием технологии критического мышления
Я бы выбрал высочайшую почесть: В чистом и честном бою На черном мраморе ночи Звезду записать свою!
Б. Олейник «Выбор».
Ход урока.
І. Мотивация учебной деятельности учеников.
1. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с поэзией Бориса Ильича Олейника. Вы уже знаете, что творчество поэта стоит на страже духовности. В ней пульсирует наша эпоха с ее научно-техническим прорывом и опрощением ума и заземлением души.
В ней возникает давняя проблема противоборства светлого и темного начал в жизни человека. Черпая из целебного источника вечно мудрой народной морали, поэт утверждает принципы Чести и Совести как основу человеческих отношений, призывает современников постигнуть свою высочайшую миссию - быть человеком на земле, возвратить душе утраченную целостность и гармонию.
2. Объявление темы и цели урока.
На этом уроке мы продолжим знакомство с произведениями Бориса Олейника: прочитаем и проанализируем его стих «Ринг» и обсудим проблемы, которые автор поднимает в нем. Также будем учиться
дискутировать, высказывать свои суждения, формировать собственную жизненную позицию, брать уроки жизни из художественных произведений.
Дискуссия будет проходить в группе «Аквариум» с ее последующим обсуждением другими учениками. Также мы послушаем сообщение двух групп, которые готовили анализ стиха,— «философов» и «литературоведов» (Ученики записывают в тетради тему урока).
ІІ. Актуализация опорных знаний учеников.
- Что называется дискуссией? Вспомним правила ее ведения. (Плакат на доске).
- Как вы понимаете эпиграф к уроку?
- Как видите, названием стиха Б. Олейника является спортивный термин. Из какого вида спорта? Как вы относитесь к нему?
- Что знаете о достижениях Украины в боксе? (Короткая информация о боксерах Виталии и Владимире Кличко). Итак, бокс - один из самых жестких и мужественных, сугубо мужских видов спорта.
ІІІ. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
-
1. Выразительное чтение стиха «Ринг».
2. Словарная работа (слово записано на доске).
- Ринг — огороженная площадка для проведения соревнований из бокса;
- водосточные трубы — трубы для стока дождевой воды из крыш;
- напыщенно — спесиво;
- секундант — помощник, ассистент;
- тур — дикий бык;
- рефери — судья;
- герц — бой, поединок, соревнование;
- раунд — определенная по времени часть игры;
- канатный скрут — канатная изгородь;
- десница — правая рука.
3. Эвристическая беседа.
- Какое впечатление оказал на вас стих?
- О каком ринге говорится в произведении? (обычный ли бой боксеров здесь изображен?)
- В каком значении употреблено название стиха?
- Для чего автор использует образ ринга? (для философских раздумий). Каких именно? (о добре и зле, честности и подлости, справедливости и несправедливости).
- Что такое аллегория?
- К какому виду лирики принадлежит стих? Почему?
4. Слово «философов».
1. Олесь Гончар писал, что Борис Олейник в своих произведениях имеет наклон к философским раздумьям. Лирический герой поэта раздумывает о непримиримом противостоянии добра и зла, о том, что в век тотального отравления души и сознания человека необходимо вернуться к источникам совести и моральной чистоты.
2. В основе лирики Бориса Олейника лежит философия поступка - т.е. философия действия, движения вперед, активной жизненной позиции. Поэт не принимает «тихого» приспособленчества, бездействующего равнодушия, бессодержательного существования. Смысловое ядро его поэзий - это глубокая убежденность в том, что все на свете нужно измерять по принципам чести и совести, высокого достоинства. Возбудителем для философских раздумий поэта может стать обычное жизненное наблюдение, поступки и чувства конкретных людей.
3. Именно таким есть стих «Ринг», который вызывает богатую палитру ассоциаций. В этом произведении поэт использует так называемый второй опыт читателя, т.е. сформированные образные стереотипы. Так, бой боксеров, в нашем представлении, - это не только отчаянное соревнование в физической силе, выносливости и скорости реакции, а, в первую очередь, сложное испытание на самообладание, силу воли, прочность характера, бесстрашие.
4. Образ боксерского ринга ассоциируется в воображении поэта с жестоким противостоянием в жизни двух противоположных начал - добра и зла. На изломе тысячелетий оно стало особенно острым и актуальным. В человеческой жизни и отношениях увеличилось количество бездушного расчета, подлости, жестокости, равнодушия, цинизма. Смириться с этим означает согласиться с движением человечества к глобальной катастрофе, к гибели.
5. Чтобы остановить зло, необходимо решиться на решительный поединок с ним. Он может быть опасным и непредвиденным, как бой боксеров. Но, по мнению Бориса Олейника, в нем невозможно отступить.
В стихе «Ринг» реалистические картины спортивной жизни объединяются с глубоким философским подтекстом, и это предоставляет произведению глубокой правдивости.
5. Идейно-художественный анализ стиха.
1. Главные особенности лирического языка поэта - его глубокая эмоциональность, искренность, доверчивая разговорная интонация. Понятие – термины в его произведениях часто обыгрываются, приобретают значение символа, мудрой аллегории.
2. Да, название стиха «Ринг» аллегорическое. Это не обычный бой боксеров, а жестокий жизненный поединок, в котором сошлись добро и зло, честность и подлость. Поэт утверждает идею человечности, способности защитить собственные принципы. Метафоричность мышления наполняет произведение необыкновенными образами: свинец в варежке, полотенце в раздевалке, холодный четырехугольник боксерского ринга. Эти образы делают более выразительным картину человеческой души, которая не признает законов выгодного компромисса, которая не согласна повиноваться чужой силе и пасовать перед коварством, а стремится иметь лишь одного секунданта - Честь.
3. Этот стих - монолог боксера. Скупыми строками лирический герой описывает те тяжелые условия, в которых будет идти поединок. Зал полон болельщиков его неприятеля, а точнее - врага. Два слова - «гнев и ужас» - передают эмоциональное состояние героя. Предельное нервное напряжение передано гнетущей тишиной, которая встретила выход героя на ринг. И мы сразу понимаем: поединок будет совсем не спортивным:
Он будет бить меня, как захочет: И снизу, и свыше. И ниже пояса. И глаза прячет продажный рефери.
Тем не менее, лирический герой собирает в кулак всю свою волю. Он готов выстоять до конца и нанести решительный удар. Это человек сильный духом, мужественный, честный, бескомпромиссный и выносливый. И автор, и читатель верят в победу героя.