x x
menu

Борис Олейник «Ринг». Урок с использованием технологии критического мышления

Цель:             помочь ученикам осознать идейно-художественные особенности поэзии «Ринг»; учить высказывать собственные суждения по поводу проблем произведения, вести дискуссию, проводить аналогии с собственными жизненными наблюдениями; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать честность, чувство человеческого достоинства.

Оборудование: портрет поэта, портреты украинских боксеров — братьев Кличко, плакат «Правила ведения дискуссии».

Форма проведения: урок с использованием технологии критического мышления

Я бы выбрал высочайшую почесть: В чистом и честном бою На черном мраморе ночи Звезду записать свою!

Б. Олейник «Выбор».

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности учеников.

1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с поэзией Бориса Ильича Олейника. Вы уже знаете, что творчество поэта стоит на страже духовности. В ней пульсирует наша эпоха с ее научно-техническим прорывом и опрощением ума и заземлением души.

В ней возникает давняя проблема противоборства светлого и темного начал в жизни человека. Черпая из целебного источника вечно мудрой народной морали, поэт утверждает принципы Чести и Совести как основу человеческих отношений, призывает современников постигнуть свою высочайшую миссию - быть человеком на земле, возвратить душе утраченную целостность и гармонию.

2. Объявление темы и цели урока.

На этом уроке мы продолжим знакомство с произведениями Бориса Олейника: прочитаем и проанализируем его стих «Ринг» и обсудим проблемы, которые автор поднимает в нем. Также будем учиться

 

дискутировать, высказывать свои суждения, формировать собственную жизненную позицию, брать уроки жизни из художественных произведений.

Дискуссия будет проходить в группе «Аквариум» с ее последующим обсуждением другими учениками. Также мы послушаем сообщение двух групп, которые готовили анализ стиха,— «философов» и «литературоведов» (Ученики записывают в тетради тему урока).

ІІ. Актуализация опорных знаний учеников.

  • Что называется дискуссией? Вспомним правила ее ведения. (Плакат на доске). 
  • Как вы понимаете эпиграф к уроку? 
    • Как видите, названием стиха Б. Олейника является спортивный термин. Из какого вида спорта? Как вы относитесь к нему? 
    • Что знаете о достижениях Украины в боксе? (Короткая информация о боксерах Виталии и Владимире Кличко). Итак, бокс - один из самых жестких и мужественных, сугубо мужских видов спорта. 

ІІІ. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  1. 1.    Выразительное чтение стиха «Ринг».

2. Словарная работа (слово записано на доске).

 

  • Ринг — огороженная площадка для проведения соревнований из бокса; 
  • водосточные трубы — трубы для стока дождевой воды из крыш;
  • напыщенно — спесиво;
  • секундант — помощник, ассистент;
  • тур — дикий бык;
  • рефери — судья;
  • герц — бой, поединок, соревнование;
  • раунд — определенная по времени часть игры;
  • канатный скрут — канатная изгородь;
  • десница — правая рука.

3. Эвристическая беседа.

  • Какое впечатление оказал на вас стих?
    • О каком ринге говорится в произведении? (обычный ли бой боксеров здесь изображен?)
    • В каком значении употреблено название стиха?
      • Для чего автор использует образ ринга? (для философских раздумий). Каких именно? (о добре и зле, честности и подлости, справедливости и несправедливости).
      • Что такое аллегория?
      • К какому виду лирики принадлежит стих? Почему?


4. Слово «философов».

1.  Олесь Гончар писал, что Борис Олейник в своих произведениях имеет наклон к философским раздумьям. Лирический герой поэта раздумывает о непримиримом противостоянии добра и зла, о том, что в век тотального отравления души и сознания человека необходимо вернуться к источникам совести и моральной чистоты.

2.  В основе лирики Бориса Олейника лежит философия поступка - т.е. философия действия, движения вперед, активной жизненной позиции. Поэт не принимает «тихого» приспособленчества, бездействующего равнодушия, бессодержательного существования. Смысловое ядро его поэзий - это глубокая убежденность в том, что все на свете нужно измерять по принципам чести и совести, высокого достоинства. Возбудителем для философских раздумий поэта может стать обычное жизненное наблюдение, поступки и чувства конкретных людей.

3.  Именно таким есть стих «Ринг», который вызывает богатую палитру ассоциаций. В этом произведении поэт использует так называемый второй опыт читателя, т.е. сформированные образные стереотипы. Так, бой боксеров, в нашем представлении, - это не только отчаянное соревнование в физической силе, выносливости и скорости реакции, а, в первую очередь, сложное испытание на самообладание, силу воли, прочность характера, бесстрашие.

4.  Образ боксерского ринга ассоциируется в воображении поэта с жестоким противостоянием в жизни двух противоположных начал - добра и зла. На изломе тысячелетий оно стало особенно острым и актуальным. В человеческой жизни и отношениях увеличилось количество бездушного расчета, подлости, жестокости, равнодушия, цинизма. Смириться с этим означает согласиться с движением человечества к глобальной катастрофе, к гибели.

5.  Чтобы остановить зло, необходимо решиться на решительный поединок с ним. Он может быть опасным и непредвиденным, как бой боксеров. Но, по мнению Бориса Олейника, в нем невозможно отступить.

В стихе «Ринг» реалистические картины спортивной жизни объединяются с глубоким философским подтекстом, и это предоставляет произведению глубокой правдивости.

5. Идейно-художественный анализ стиха.

1. Главные особенности лирического языка поэта - его глубокая эмоциональность, искренность, доверчивая разговорная интонация. Понятие – термины в его произведениях часто обыгрываются, приобретают значение символа, мудрой аллегории.

 

2.  Да, название стиха «Ринг» аллегорическое. Это не обычный бой боксеров, а жестокий жизненный поединок, в котором сошлись добро и зло, честность и подлость. Поэт утверждает идею человечности, способности защитить собственные принципы. Метафоричность мышления наполняет произведение необыкновенными образами: свинец в варежке, полотенце в раздевалке, холодный четырехугольник боксерского ринга. Эти образы делают более выразительным картину человеческой души, которая не признает законов выгодного компромисса, которая не согласна повиноваться чужой силе и пасовать перед коварством, а стремится иметь лишь одного секунданта - Честь.

3.  Этот стих - монолог боксера. Скупыми строками лирический герой описывает те тяжелые условия, в которых будет идти поединок. Зал полон болельщиков его неприятеля, а точнее - врага. Два слова - «гнев и ужас» - передают эмоциональное состояние героя. Предельное нервное напряжение передано гнетущей тишиной, которая встретила выход героя на ринг. И мы сразу понимаем: поединок будет совсем не спортивным:

Он будет бить меня, как захочет: И снизу, и свыше. И ниже пояса. И глаза прячет продажный рефери.

Тем не менее, лирический герой собирает в кулак всю свою волю. Он готов выстоять до конца и нанести решительный удар. Это человек сильный духом, мужественный, честный, бескомпромиссный и выносливый. И автор, и читатель верят в победу героя.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать