x x
menu

Богдан-Игорь Антонич. Изображение единства человека и природы в стихе «Весна»

Цель:  ознакомить учеников с жизнью и творчеством Б.-И. Антонича; раскрыть, как в рисунках волшебной природы поэт передает свои ощущения; развивать образное мышление, умение анализировать и строить заключения; воспитывать любовь к природе.

Цель:            ученики должны знать: короткие сведения о жизни поэта; содержание и основные мысли лирических поэзий, особенности языка стихов; содержание понятия «Лирический герой», основные элементы выразительности; ученики должны уметь: пересказывать интересные эпизоды из жизни поэта; выразительно читать поэзии Б.-И. Антонича, характеризовать лирического героя, проводить аналогии между изображенным в произведении и действительностью, находить в тексте художественные средства, раскрывать их роль, «оживлять» текст; объяснять роль цвета и музыки в изображении настроения стиха.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: мультимедийная доска, портрет Б.-И. Антонича, слайды с весенними видами, музыкальное произведение Й. Штрауса «Весенний вальс», цветные стикеры, «Палитра настроения», «Палитра впечатлений», технологические карточки «Критерии оценивания стихов», «Символы цветов», «Характеристика музыки», памятка «Как читать стихи».

Формы обучения: технологии «Микрофон», «Незаконченное предложение», выразительное чтение, рассказ учителя, работа в парах, группах.

Ах, сколько радости, когда ты любишь землю, Когда гармонии ищешь в жизни.

П. Тычина.

 

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности.

1. Организация класса.

Учитель. Каждый наш день не похож на другой, так как каждый день мы узнаем о чем-то новом, делаем свои маленькие открытия, создаем хорошее настроение. Сегодняшний урок не будет исключением. Я хочу пригласить вас в волшебный мир литературы, к новым поискам и достижениям.

2. Поощрение учеников к сотрудничеству.

Художественная литература связана с настроением. Хорошее настроение - залог успеха. Продемонстрируйте, пожалуйста, свое настроение в цвете. Перед вами цветные бумажки - стикеры. Изберите тот, который сейчас вам нравится, который более всего совпадает с вашим состоянием души, и приклейте его на «Палитру настроения». Посмотрите, которая яркая у нас вышла палитра. Мы разные, имеем разное настроение, мысли, идеи. А значит, нам будет интересно работать.

II.   Актуализация опорных знаний и субъективного опыта.

1.  Декламирование поэзий наизусть (работа в парах).

Ученики, готовясь к чтению наизусть, сначала актуализируют знания требований к чтению и критериям оценивания по памятке «Как читать стихи» и технологической карте «Критерии оценивания стихов», а потом осуществляют проверку.

2.  Беседа.

  • Вы внимательно слушали поэзии П. Тычины «Рощи шумят», «Голубизна мою душу обвеяла». Что общего между этими поэзиями? Что они передают?
  • Предлагаю вам послушать отрывок из музыкального произведения и выяснить, какое настроение оно передает (звучит «Весенний вальс» Й. Штрауса).
  • Какое время года изобразил композитор? Какие картины вы представили (технология «Незаконченное предложение»)?

«Пробудилась весна и увидел...».

• Демонстрация репродукции М. Башкирцевой «Весна». С помощью каких красок художница передала приход весны?

III.   Объявление темы урока. Определение цели.

Учитель. Окружающий мир - большой, прекрасный и загадочный. Все в нем имеет свое место, свое назначение. Незабываемый миг, когда мы замечаем, как кротко светит солнце, какое высокое голубое небо весной, как поет радуга. Нам открываются настоящие чудеса мира, которые можно передать по-разному. Композитор передает картины природы с помощью звуков, художник - с помощью красок, а поэт - с помощью образного слова. Поэзия и красота тесно связаны. Душа поэта имеет очень тонкий слух. Поэт - как камертон, который улавливает звучание красоты и стремится раскрыть ее. Сегодня мы попробуем постигнуть красоту поэзии Богдана-Игоря Антонича, постараемся раскрыть, какой возникает весна в его поэтических строках, каким он видит себя среди природы.

Посмотрите, пожалуйста, на мультимедийную доску, зачитайте цели урока. Выберите и запишите те цели, которых вы хотите более всего достичь. (Короткая характеристика целей в режиме «Сообщение»).

IV.  Обработка учебного материала.

1. Работа над восприятием понятия «Лирический герой».

Образное слово рождается из глубины души поэта. Значит, оно содержит ее частицу, его эмоции, переживания, силу его увлечения и его любви. Все это может воплощаться в образе главного героя поэзии, который называется лирическим.

 

• Определение понятия «лирический герой» (ученики записывают с мультимедийной доски).

Лирический герой — это образный двойник автора в его поэзии. Чем талантливее поэт, тем больше своих эмоций, чувств, идей он незаметно вкладывает в своего лирического героя.

Выяснить, каким возникает лирический герой в поэзии Богдана-Игоря Антонича «Весна».

2. Анализ поэзии «Весна».

1)    Выразительное чтение учителем поэзии.

2) Беседа по смыслу стиха.

 

  • Понравился ли вам стих? Чем именно?
  • Все ли слова понятны?

3. Словарная работа (слова на мультимедийной доске).

Жбан — большой сосуд, кувшин с шейкой.

Ломти — куски.

Решето — дырявый сосуд для просеивания муки.

  • Прочитайте (молча) медленно стих. Найдите строки, в которых поэт очеловечивает явления природы.
  • А с чем бы вы сравнили небо, звезды, рощу?
  • Как воспринимает лирический герой язык леса?
  • Какими глазами видит поэт красоту окружающей среды? Продолжите ряд: захваченным...
  • Какое настроение преобладает в стихе?
    • Как вы понимаете первые две строки поэзии? Повторяются эти строки и в конце стиха. Как повтор строки в стихе помогает воплотить главную мысль в нем?
    • Какие художественные средства использует поэт для передачи своих мыслей и чувств?
    • Каким предстал в вашем воображении лирический герой стиха?

4. Физкультминутка.

Для активизации умственной деятельности ученики выполняют упражнения с перекрестными движениями.

5. Работа в группах.

Задача для І группы.

Создать мини-проект «Краски стиха». Используя технологическую карту «Символы цветов», попробуйте раскрыть содержание обрисованной поэтом палитры красок.

Задача для II группы.

Создать мини-проект «Музыка стиха». Используя технологическую карту «Характеристика музыки», попробуйте раскрыть содержание обрисованной поэтом палитры звуков.

 

Задача для III группы.

Создать мини-проект «Художественные средства стиха». Используя перечень названных в стихе «Весна» художественных средств, которые передают мысли и чувства автора, попробуйте подобрать собственные образные слова, писать произведение на подобную тему.

6. Рассказ учителя о жизни и творчестве Богдана-Игоря Антонича.

Вы побывали в роли художников, музыкантов, поэтов. Ощутили на себе настоящее прикосновенье весны, так как пробудили свои способности, свои таланты, пережили прекрасные минуты творчества. На это вдохновил вас Б.-И. Антонич. Каким человеком был поэт, каким характером отличался, какие имел увлечения? Давайте узнаем!

Опережающая задача. Биографические сведения и характеристику личности поэта записать в таблицу.

 

определяющие черты характера                                   мир увлечений
Любознательный, замкнутый, задумчивый, мечтательный, требовательный к себе, точный, интеллигентный. Поэзия, языка, спорт, живопись, техника, медицина, музыка.

Ученики проверяют свои записи по таблице, которая подается на мультимедийной доске. Учитель после рассказа жизнеописания художника подводит учеников к выводу, что реализовать свои желания в жизни можно при условии четко определенной цели и плодотворной работы над собой.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать