XIX ст. имеет огромное значение для развития национальных литератур отдельных славянских стран, которые прошли сложный исторический путь. В XIX ст. только Россия имела более или менее хорошие условия для развития национальной культуры. Отдельные украинские земли находились под русским и австро-венгерским влиянием. Болгария страдала под турецким гнетом. После окончательного поражения Наполеона территорию Польши, руководящие круги которой примыкали к наполеоновской коалиции, распределили между Русской империей, Австро-Венгрией и Пруссией. Большинство славянских народов не имело даже национального образования (например, Прага была немецкоязычной, а Киев - русскоязычным). Все это вызвало отставание развития национальных литератур.

Отсутствие национального образования и статуса государственных для национальных языков привели к тому, что в XIX ст. языки славянских народов только начинают формироваться как языки национальных литератур. В XIX ст. начинается мощное национально-освободительное движение, особенно в Польше, Чехии, Словакии. Романтизм как искусство национальное, исключительное и героическое, приобретает особое значение. Именно эпоха романтизма дарит полякам Мицкевича и Словацкого, украинцам - Шевченко. Главной темой польского романтизма всегда была тема свободы, особенно свободы национальной. Литература романтизма играла в этом большую роль. Она вдохновила поляков на восстание, которое началось в 1830 г. и было жестоко раздавлено русской армией в 1831 г.

Реакция со стороны русского правительства была жесткой: Варшавский университет был закрыт, произведения Мицкевича и Словацкого запрещены. Поэтому литературная жизнь сосредоточилась в эмиграции, где появляются «Господин Тадеуш» Адама Мицкевича, «Кордиан» Юлиуша Словацкого, «Небожественная комедия» Зигмунда Красинского. Величие духа народа, который не покорился перед врагом, становится главным мотивом польских художников. Имя Адама Мицкевича приобрело для поляков особое значение. Он считается символом национальным, символом достоинства польского народа, который вел многовековую борьбу за независимость. Творчество Мицкевича разделяют на три периода:

  •  -  ранний, виленско-ковенский (до 1824). Наилучшими произведениями этого периода считаются «Ода молодости» (1820) «Баллады и романсы» (1822), поэма «Гражина» (1823);
     - русский (1824-1829): «Крымские сонеты» (1826), «Конрад Валленрод» (1828);
     - период эмиграции (1830-1855): закончено «Дзяди», создан «Господин Тадеуша».

Адам Мицкевич родился в семье, которая всегда исповедовала демократические идеалы. Его отец когда-то примкнул к Наполеону, так как видел в «маленьком капрале» освободителя Польши. В Венском (Вильнюсском) университете молодой Адам Мицкевич возглавляет поэтическое движение студентов. В 1822 году, во время публикации «Баллад и романсов», он добавляет к своему первому сборнику предисловие «О романтической поэзии», в которой рассказывает о европейском романтизме, о необходимости развития романтического искусства в Польше.

 Сила романтического искусства, по мнению Мицкевича, состоит в опоре на национальный характер и национальную историю, в изображении оригинальности каждого народа. Весь первый сборник пронизан верой в чудо, которое существует в реальном мире, но увидеть его можно только «глазами души» («Романтика»). В 1823 г. появляется поэма «Гражина», которая была создана на основе одной из героических страниц польско-литовско-белорусской истории (в XIX ст. поляки, литовцы и белорусы считали себя единым народом. Мицкевич родился на белорусской земле, образование получил на территории современной Литвы). В средневековье крестоносцы тевтонского ордена постоянно атаковали прибалтийские и северорусские земли. Они отбирали землю у местных жителей, обращая их в рабов.

В то время, как его народ страдает под иностранным гнетом Мицкевич создает поэму о героическом прошлом, о смелом поступке княгини Гражины, которая возглавила литовское войско тогда, когда ее муж находился в горах на охоте. Так рождается характерный для поэта герой - человек героический и смелый, который жертвует всем ради свободы Родины. Лирико-драматическая поэма «Дзяди» («Поминание», или «Деды») стала для Мицкевича произведением, к которому он возвращался всю жизнь. «Дзяди» рассказывают о связи между живыми и умершими, о посмертной каре для тех, кто не жалел несчастных, притеснял убогих.

 В 1823 г. Мицкевича арестовали «за участие в тайном собрании». Некоторое время его держали в тюрьме, а потом выслали из России. Царское правительство умышленно культивировало русские связи талантливого поэта, надеясь на «перевоспитание», на то, что провинциальный юноша проникнется великодержавным духом, как это уже было с некоторыми другими польскими литераторами (например, с печальноизвестным Ф. Булгариным). Мицкевича начинают публиковать чуть ли не все столичные журналы, его охотно принимают в высшем обществе. Но не к нему тянется душа поэта, он завязывает тесную дружбу с декабристами (особенно с Рылеевым), дружит с Пушкиным (правда, позднее их пути разошлись). Посетив Москву, Петербург, Одессу, в 1825 г. поэт приезжает в Крым. Недавно завоеванный Крым еще не избавился от восточного колорита. Впечатления от увиденного вылились в блестящие «Крымские сонеты» (1826). Русские чиновники ошибались: поэт не забыл родную Польшу.

Доказательством этого является поэма «Конрад Валленрод» (1828), в которой Мицкевич снова обращается к национальной истории, к героической борьбе с крестоносцами. В 1829 г. Мицкевич покидает Россию. Возвращение на родину ему запрещают, поэтому он уезжает в Германию. В Веймаре встречается с Гете, потом едет в Швейцарию, Италию. В Риме в 1830 г. он узнает о начале восстания и сразу же отправляется на родину, но его задерживают на австрийской границе и не пускают на подконтрольную России территорию. Так начался период эмиграции. До конца жизни Мицкевич не увидит родины. Он будет переживать это очень болезненно и, продолжая «Дзяди», вспомнит героя, который появился в этой драматической поэме еще во время ее завязки. Ночью к дому священника приходит странный гость.

Взрослые растеряны и только дети понимают, что перед ними - мертвец. Гость раскрывает ксендзу свою душу. Это Гюстав, который недавно покончил жизнь самоубийством из-за любви. А превратили естественную любовь в трагедию общественные предрассудки, которые не позволяют людям из разных сословий любить друг друга. Попытки священника утешить несчастную душу, которая не может получить покоя, ни к чему не приводят. Гюстав будет вечно блуждать по земле, пока люди, не перестроят общество так, чтобы естественным чувствам и желаниям  ничего не мешало. Если на родине легенда о Гюставе интересовала Мицкевича больше в руссоистском духе, то в эмиграции он возвращается к ней, теперь уже на новом уровне. Он создает II часть «Дзядей», в которой добавляет новые факты к биографии души Гюстава.

После самоубийства люди находят на стене латинскую надпись: «Здесь умер Гюстав и родился Конрад». Т.е., не найдя счастья на земле, душа Гюстава освобождается от земной любви и идет на встречу смелому служению родине. Таким образом, поэт переосмысливает и образ средневекового героя Конрада Валленрода, к которому уже обращался в одноименной поэме. Исторический Конрад погиб за родину, но его дух не покинул  непокоренные земли. Поэзия Мицкевича является глубоко патриотичной и преисполненной гражданского долга, но она может и пугать своим противостоянием религиозному фатализму. Иногда поэт приближается к байроническому демонизму. Лирический герой противостоит огромной России («Отрывок»), которую Мицкевич изображает как страну бесправия и несправедливости. Петербург для Мицкевича - город Сатаны, Медный всадник - символ тирании.

Продолжение «Дзядей» глубоко оскорбило Пушкина, который ответил стихом «Он между нами жил...». Русский поэт назвал Мицкевича «злобным поэтом», предъявил обвинение ему в неблагодарности. Пушкин абсолютно не понимал патриотичных чувств подчиненных Россией народов. Строка «Смирись, Кавказ, идет Ермолов» ярко свидетельствует об этом. Во время польского восстания, которое для поляков обернулось многочисленными человеческими жертвами, Пушкин вместе с Жуковским издали сборник «Во славу русского оружия», который не мог принять Мицкевич. Но не только жесткую критику испытал поэт на территории Русской империи. «Отрывок» из «Дзядей» содержит не только критику «огромной вотчины царя», а и поэзию «Русским друзьям», в которой поэт отдает должное памяти погибших декабристов.

В условиях эмиграции, во время преподавания сначала греко-римской литературы в Лозанне, а потом - славянских литератур в Сорбонне, Мицкевич создает грандиозное полотно - «Господин Тадеуш», поэму о национальной своеобразности Польши. Издалека все видится в идиллическом ключе, и Мицкевич эстетизирует старинный быт, национальный характер, родной пейзаж. Он показывает старопольский мир, который воссоздает по-гомеровски детально, хотя и иронизирует по поводу ссоры между двумя шляхетскими семьями Горешко и Соплиц.