x x
menu

Библия и Г. Сковорода

Своей жизнью, своими поучениями, своими странствиями по Украине художник будто сызнова открывал людям простые истины, которые народ украинский формировал на протяжении тысячелетнего бытия и какие вписаны органически в «самый совершенный и самый мудрый орган - в Библию. Для Григория Савича Библия была своеобразной аптекой, предназначенной «для лечения душевного состояния, не излечимого никаким земным лекарством», так как «человек есть всей Библии и конец, и центр, и гавань».

Он не покушался духовно переформировать все общество: необходимо исцелять конкретного человека, открыть ему смысл бытия, пути достижения человеческого счастья, а уже тогда свободный человек, который познал самого себя, сможет изменить окружающий мир и найти пути и средства оздоровления общества.

«Если хочешь измерить небо, землю и моря,- должен сначала измерить себя»,- писал Г. Сковорода в философском трактате.

В. Шинкарук так объясняет отношение философа к Библии:

«Сковорода дал интерпретацию Библии, и эта его «Библия» так относится к церковной Библии, как «Энеида» Котляревского к «Энеиде» Вергилия. Истинный смысл, согласно Сковороде, заключается в скрытой по символической форме идее равенства всех людей, любви и общности всего... Как и много других художников слова, Г. Сковорода старался своей теоретизацией Библии возродить бунтарский дух раннего христианства. И учил он не Библии, а идеям равенства, братства, свободы, идеям непринятия позорной социальной действительности.

Философ признавал лишь аллегорический смысл Библии, с помощью которой он стремился нарисовать утопическую картину идеального, с точки зрения нравственности, мира, в котором утверждается истинно человеческий образ жизни.

 «Начальная дверь...» - так Г. Сковорода называет курс лекций с «христианского добронравия», т.е. стиль.

Композиция. Произведение содержит «Предверие» т.е. предисловие, беседы из десяти глав, пятая из которых - «Десятисловие», так называемые «Десять божьих заповедей», которые были записаны Моисеем на десяти каменных досках (согласно библейским легендам).

В философском трактате использована риторическая фигура истечения. Это такое построение текста, когда содержание одного предложения обуславливает содержание второго, содержание второго - третьего и т.д.

Какие предположения высказал Г. Сковорода относительно того, от чего могло бы зависеть счастье людей? («Что было бы тогда, если бы счастье, пренужнейшее и любезнейшее для всех, зависемо от места, от времени, от плоти и крови? Тога бы и щастия наше и мы с им били бедные. Кто бы мог добраться к тем местам? Как можно родиться всем в одном времени? Кое же то и щастие, утвердженное на песке плоти, на ограниченном месте и времени, на мертвом человеке?»).

Почему счастье, по мнению Григория Савича, необходимость? («Не ищи щастия за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворам, не ползай по шару земному, не броди по Иерусалимам... Золотом можешь купить деревню, вещь трудную, яко обходимую, а щастия, яко необходимая необходимость, тун везде и всегда даруется». « Тем-то оно и трудное. Никогда бы не развелось вот тебе, если бы было необходимое». «Щастие ни от неб, ни от земли не зависит»).

Что есть легким и нужным для человека? («Нужное есть только одно: «Единственно есть на потребность». «Одно только для тебя нужное, одно же только и благое и легкое, а протчее все труд и болезнь»).

Как понять трактование Г. Сковороды, что Бог «есть оное единственно»?

За что люди должны быть признательные Богу? («...Что все нас оставляет и все для нас трудное, кроме того, что потребное, любезное и единое»).

Почему счастье, по мнению философа, находится в сердце и душе человека?

Из каких двух «натур» состоит мир? Чем это объяснить? («...одна - видимая, другая - невидимая. Видимая натура называется тварь, а невидимая - бог. Сия невидимая натура, или бог, всю тварь проницает и содержит. ...Тело человеческое видно, но проницающий и содержащий оное ум не виден»).

Как называли Бога в давность? Прокомментируйте эти «имена». («...У древних бог назывался ум всемирный. Ему же в них были разные имена, например: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и проч....»).

Кто есть Бог для христиан? («А у христиан знатнейшия ему имена следующия: дух, господь, царь, отец, ум, истина»).

Из-за чего в давность Бога сравнивали с математиком? («...Потому что непристанно в пропорциях или размерах упражняется, вылепливая по разным фигурам, например: травы, деревья, зверей и все прочее, а еврейские мудрецы уподобили его горшечнику»).

Как Г. Сковорода характеризует особенности каждого человека? Почему каждый - неповторимый? («И как в теле человеческом один ум, однако, разно по рассуждению разных частей действует, так и в помянутых сожительствах, сею премудростию связанных, бог чрез различные члены в пользу общую производит действа»).

Чем «Десятисловия» Г. Сковороды напоминают заповеди Бога?

Из-за чего счастье человека может быть «подобно воровской монете»?

Прокомментируйте фразу: «Все то идол, что видимое».

От чего предостерегает писатель читателя в III части « Десятисловия»? («...Не упади в ров безумия, будто в свете ничего нет, кроме видимостей, и будто имя (бог) пустое есть. В той бездне живут клятвы ложные, лицемерия, обманы, лукавства и все тайные и явные мерзостей страшилища»).

Почему каждому необходимо помнить о дне субботнем? («Сия ты повсюду и внутрь тебя кроющееся величество божия с верой и страхом в день этот прославлять не забывай, а покланяйся не пустыми только церемониалами, но самим делом, сердечно ему подражая»).

Чем вы должны быть обязанными своим родителям? Как об этом отмечал Г. Сковорода? («Прежде всех отца и мать почитай и служи им. Они сугубо видимые портреты того невидимого существа, которое тебя столько одолжает»).

Докажите, что любовь - «вся десятословия сила... в одном сем имени».

Для чего человеку нужны вера, надежда, любовь? (Вера - « закрытое всем советом блаженство, будто издали в зрительную просматривает трубку, в которой и представляется». Надежда - «слепо и насильно удерживает сердце человеческое при единородно сей истине, не попущая волноватись подлыми посторонних мнений ветрами». Любовь - «Сие добродетели сердца человеческого, будто надежный ветер корабль, приводит, наконец, в гавань любви и ей поручает»).

Что является законом Божьим?

  • а)         «Райское древо»;
  • б)        «плод жизни»,
  • в)        «божие в человеке сердце»;
  • г)         «дверь храма божия».

Как в произведении Г. Сковорода характеризует зависть? («Главнешая всех есть зависть, мать протчих страстей и беззаконной. Она есть главным центром оныя пропасть, где душа мучится. Ничто ее не красит и не пользует. Не мил ей свет, не дорога благочинность, а вред столь сладок, что сама себя десятью снедает»).

Что для человека есть «чистосердечие»? В чем заключаются его плоды? («Оно подобно прекрасному саду, тихих ветров, сладкодышущих цветов и утехи исполненному, в которой обцветает древо нетленныя жизни. А вот плоды его: доброжелательство, незлобие, склонность, кротость, нелицемерие, благонадежность, безопасность, удовольствие, кураж и обтчия неотъемлемыя забавы»).

Чему учит это произведение Г. Сковороды? К чему стремится философ?

Достоверно ли изменить человеком свой отрицательный образ жизни, неудовлетворительное поведение, неприятные черты характера под влиянием законов Бога, его поучений? Ответ мотивируйте.

Определите свои положительные и отрицательные черты характера, особенности поведения. Сделайте самовывод, который оформите письменно с помощью приема «Домино» (положительное «я»» отрицательное).

 «Свободный микрофон». Сжато мотивируйте, может ли человек познать и воспитаться себя с помощью «Начальных дверей...».

Духовность человеческой личности становится основным объектом внимания Г. Сковороды; он считал, что человеческое счастье зависит от познания духовного мира человека и изготовление морально-этических основ - добра, правды, чести, справедливости и других добродетелей, которые являются основоположными для жизни и деятельности «истинного человека». Счастливым человек может стать только тогда, когда познает сам себя, «своего бога», т.е. свою «невидимую натуру», и изберет тот или иной вид работы, соответствующий своей природе.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать