Бодлер стремится поразить читателей откровенно жуткими картинами внутреннего мира человека для того, чтобы пробудить в нем желание противостоять злу, бороться с животным в себе, искать и стремиться к идеалу и красоте. "Только достигая глубочайших пропастей падения, воображение по закону противоположности зажигает светоч высочайших идеалов. Цветы добродетелей в воображении поэта не могут расцветать без цветов зла, ведь свет тем ярче, чем глубже тени", - так объяснял свое творчество Ш. Бодлер. Само противопоставление и контраст (зло-добро, свет-тени, ад-рай, Бог-Сатана, пропасть-небо, сплин-идеал и т.п.) стали основанием художественного метода автора "Цветов зла". В поэзии воплощалось противоречивое мировосприятие Шарля Бодлера, которое русский поэт-символист Александр Блок определил так: "Находясь в аду... он грезил белоснежными вершинами".
Жаль, что Блок жил в другое время и не мог выступить на защиту поэта и его книги во Дворце правосудия в Париже 20 августа 1857 года. Сегодня мы можем лишь догадываться, как все происходило. Адские мучения терпит поэт-"слепец", невыразимо страдает от зла в себе, в людях, окружающем мире:
- "Из глубины взываю,
- Вымаливаю твое сожаление, моя любимая,
- Из бездны темной, куда мой дух упал;
- Здесь ночь вокруг, - сквозь тьму плывут,
- Проклятия, стоны, хула непрестанная".
"Бездна темная" и стремление к "свету" - противоречивые жизненные полюса собственной жизни Ш. Бодлера. "Еще совсем ребенком я ощутил в своем сердце два противоположных чувства: ужас жизни и увлечение жизнью". И в самом деле, часто кажется, что жизнь Бодлера - это ряд несчастий, разочарований и ударов судьбы. Давайте попробуем выяснить, из какой жизненной трагедии художника выросли его "Цветы зла".