Прозаическая и стихотворная басни. Одушевление животных и предметов в баснях. Повторяемость сюжетов. Создание характеров в баснях.
И. А.Эпиграф - Крылов. «Волк и Ягненок», «Муха», «Мартышка и очки». Объекты крыловской сатиры. Характеры в баснях И. А. Эпиграф - Крылова. Нравственное звучание басен.
Мастерство И. А.
Эпиграф - Крылова-баснописца. патриотическое звучание басни «Волк на псарне». Патриотическое звучание басни. Басенная традиция И. А.Эпиграф - Крылова в творчестве поэтов XX века.
С. В.Эпиграф - Михалков. «Слон-живописец», «Две подруги». Мастерство С. В.
Эпиграф - Михалкова-баснописца. В мастерской художника слова. Секреты создания басни. Урок развития речи. Выразительное чтение басен. Контрольная работа по теме «Басня».
Произведения для самостоятельного чтения Учащихся. М. М. Эпиграф - Херасков. «Две собаки».
В. А.Эпиграф - Озеров.
«Волки и овцы». А. А.Эпиграф - Ржевский. «Волк-откупщик». Д. И.
Эпиграф - Фонвизин. «Лисица-казнодей».
А. Е.Эпиграф - Измайлов. «Крестьянин и кляча». И.
И.Эпиграф - Дмитриев. «Муха». В.
Л. Эпиграф - Пушкин. «Лев больной и лисица». И.
А.Эпиграф - Крылов.
Басни. С. В.
Михалков. Басни. Новелла (рассказ) Новелла как эпический жанр. Отличие новеллы (рассказа) от сказки. Новелла и повесть. Художественный мир новеллы и действительность.
Э. А.Эпиграф - По. «Лягушонок» («Прыг-Скок»). Особенности построения сюжета. Тема человеческого достоинства в новелле.
Образ повествователя и его значение в новелле. Ирония в новелле. Л. Н.Эпиграф - Толстой. «Кавказский пленник». Основной конфликт новеллы. Принцип контраста при создании характеров Жилина и Костылина.
Начальное понятие о категории «характер» в литературе. Место и значение образа Дины. Нравственные ценности в новелле. Героический пафос новеллы. Читательская лаборатория: «Как пересказать эпизод художественного произведения».
В .М . Гаршин «Attalea Princeps». Смысл названия новеллы, особенности основного конфликта. Образ профессора и его значение в произведении.
Особенности повествования и смысл финала новеллы. Б. С.Эпиграф - Житков. «Механик Салерно». Экипаж парохода и начальное представление о «коллективном герое». Образы Капитана и Гропани. Особенности повествования и образ повествователя.
Тема человеческой ответственности за свои поступки. Героическое в новелле. В. П.Эпиграф - Астафьев. «Васюткино озеро». Описание таежного быта и его влияние на становление характера Васютки.
Место героя в бригаде. Богатство внутреннего мира и сила характера Васютки. Изображение Енисея в новелле. Взаимосвязь человека и природы. Русский характер в новелле. В мастерской художника слова.
Особенности новеллы (рассказа). Произведения для самостоятельного чтения Учащихся. Н. В.Эпиграф - Гоголь.
«Ночь перед Рождеством». И. С.Эпиграф - Тургенев. «Стучит».
Н. С.Эпиграф - Лесков. «Железная воля». К. М. Эпиграф - Станюкович.
«На "Чайке», «Нянька». И. А.Эпиграф - Бунин. «Лапти».
А. П.Эпиграф - Чехов.
«Радость», «Злой мальчик». В. А.Эпиграф - Гиляровский.
«Человек и собака». Э. А.Эпиграф - По. "Украденное письмо". Э.
Т.А.Эпиграф - Гофман.
«Мастер Мартин-бочар и его подмастерья». Н.Эпиграф - Готорн. «Великий каменный лик». Литературный очерк Очерк как эпический литературный жанр. Роль повествователя в очерке.
Художественный вымысел в очерке. Дж.Эпиграф - Конрад. «Тремолино». Образ корабля в очерке Дж.Эпиграф - Конрада. Изображение моря. Характер повествователя. Тема человеческой ответственности. Идейно-эстетическое звучание очерка.
К. Г.Эпиграф - Паустовский. «Мещерская сторона» («Обыкновенная земля», «Бескорыстие»). Художественная роль пейзажа в литературном произведении. Одухотворенность природы. Нравственная ценность эстетического восприятия природы.
Патриотизм очерков. Урок развития речи. Обучающее сочинение. Написание очерка.
В мастерской художника слова. Писатель-очеркист. Читательская лаборатория: «Как написать очерк». Произведения для самостоятельного чтения Учащихся. Р.Эпиграф - Стиль.
«История Александра Селькирка». А. Н.Эпиграф - Майков. «Рассказы из русской истории» (для детей и народа).
А. Т.
Эпиграф - Твардовский. «О русской березе». Лирика Лирика как род литературы. Особенности художественного мира лирического произведения. Начальное понятие о лирическом герое. Античная лирика. Анакреонт «Артемиде». Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене». Особенности выражения чувств в античной поэзии. А. С. Пушкин «Зимняя дорога». Пейзаж как способ создания лирического настроения.
Образ лирического героя. М. Ю. Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Смысл названия стихотворения. Образ «живых слов» в стихотворении. Лирическое чувство в стихотворении и способы его выражения. Лирика русских поэтов.
Ф. И. Тютчев «Поэзия», А. А.Эпиграф - Фет «Облаком волнистым…», «Чудная картина…», А. К.Эпиграф - Толстой «Коль любить, так без рассудку…», «Край ты мой, родимый край…», А. А.Эпиграф - Ахматова «По той дороге, где Донской…», Ю. П.Эпиграф - Кузнецов «Завижу ли облако в небе высоком…». Читательская лаборатория: «Как научиться выразительно читать лирическое произведение». Урок развития речи. Самостоятельный анализ лирического стихотворения. Произведения для самостоятельного чтения Учащихся. Ф. Н. Эпиграф - Глинка. «Москва», «Тройка».
И. И.
Эпиграф - Козлов. «Сон невесты». А. Н. Эпиграф - Майков. «Весна!
Выставляется первая рама... ». А. А.Эпиграф - Фет. «Печальная береза», «Заря прощается с землею...». А. А.
Эпиграф - Блок. «Вербочки». И. С. Эпиграф - Никитин. «Русь». Стихи С.
А.Эпиграф - Есенина, А. А.
Эпиграф - Ахматовой, Б. Л.Эпиграф - Пастернака, А. Т.Эпиграф - Твардовского, Н.
А.Эпиграф - Заболоцкого, Я. В.Эпиграф - Смелякова. Баллада литературная Литературная баллада как лироэпический жанр. Виды литературных баллад. В. А.Эпиграф - Жуковский. «Лесной царь». Баллада И.
В. Эпиграф - Гете как литературная основа баллады В. А.
Эпиграф - Жуковского. Начальное понятие о художественном переводе. Роль диалога в балладе. Средства создания эмоционального напряжения.
В. А.Эпиграф - Жуковский. «Суд Божий над епископом». Баллада Р.Эпиграф - Саути как основа баллады В.
А. Эпиграф - Жуковского. Нравственная и социальная проблематика баллады. М. Ю.Эпиграф - Лермонтов. «Перчатка». Баллада Ф. Эпиграф - Шиллера как основа баллады М. Ю.
Эпиграф - Лермонтова. Основной конфликт в балладе. Лирическая оценка в балладе. М. Ю.Эпиграф - Лермонтов. «Бородино». Национально-патриотическая баллада. Историческая основа баллады.
Мастерство поэта в сочетании эпического и лирического элементов в построении художественного мира произведения. Особенности образа повествователя. Читательская лаборатория: «О чём нам говорят «голоса» персонажей в произведении». М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Смысл подзаголовка. Особенности диалога и назидательный смысл произведения. Аллегория в балладе.
Антитеза пейзажного зачина и пейзажной концовки как способ усиления идейного звучания баллады. Д. Б.Эпиграф - Кедрин. «Зодчие». Историческая баллада XX века.
Особенности языка и роль диалога в балладе. Основной конфликт. Роль лирического повествователя и идейное звучание баллады. Урок развития речи. Выразительное чтение литературных баллад.