x x
menu

Байронический герой и настроения «мировой скорби» в стихах поэта

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

1. Коллективная работа. Записи в тетради.

Основные периоды творчества Байрона.

1.       1807-1809 гг.- лирический сборник «Время досуга».

II.         1809–1817 гг.— поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», восточные поэмы, «Еврейские мелодии» (цикл — 23 стиха — любовная лирика).

III.         1817–1824 гг.— поэмы, роман в стихах. «Дон Жуан» —  наибольшее по объему и значению произведение.

2.       Составление  сенканов.
 Байрон,

Одинокий, романтический, Сочинял, любил, боролся, Слава, переплетенная с образами, Птица.

II. Работа над темой урока.

1.       Теория литературы.

Лирика - один из трех жанров литературы. Особенность лирики - действительность изображается через изображение чувств, переживаний, мыслей лирического героя.

Лирика делится на:

  • гражданскую   (общественно-политическую) -   раздумья   поэта   об   общественной жизни; 
  • философскую - раздумья о смысле человеческого бытия; 
  • пейзажную - раздумья, навеянные природой; 
  • любовная - раздумья и чувства, связанные с дружбой и любовью.

Стансы -   разновидность   лирики, поэзия-раздумье,   в   каждой   строфе которой высказывается определенная мысль или наблюдения.

2.       Выразительное чтение учениками поэзий Байрона и комментарии учителя к ним.

  • Мой дух, как ночь. О, играй скорее: Я еще слышу арфы глас.

 

  • Пусть воркует жалобнее и тешит слух в последний час. Как еще надежда в сердце спит, ее разбудит дорогое пение. Как есть слеза - она сбежит, Пока мой мозг не сгорел. но строго и грустно играй, Прибавь сожаления в свой первый звук. Молю тебя, заплакать дай. Так как распадется сердце от мучений. Оно в себе терпит давно, Уже в нем доверху тяжелых оскорблений; Как не поможет пение, оно От мучений страшных порвется. (Перевод В. Самойленко).

Учитель. Всех, кто общался с Байроном, подчиняло не только его чувство прекрасного, но и острое чувство справедливости. «Его глаза - это раскрытые ворота солнца, они созданы из света и для света»,- писал один из его современников. Но в своей душе поэту разобраться было тяжело: слишком много гнетущих дум и вопросов без ответов переполняли ее.

Прометей

  • Титан! В глазах твоих Отразилось горе и тревоги Земных жителей, которых гневные боги пренебрегали. А что же за то получил, Титан? лишь скалу, коршуна и кандалы, Немое страдание, , Невыносимая боль растерзанных ран, Которые Дух гордый унимают... Ты стон, рожденный отчаянием, Душил в груди, чтобы тот звук Не выказал тайных мучений, Онемев на устах, аж пока Надзиратель неба отлетит, Чтобы мучений агонии и на миг Боги не увидели жестокие. Ты борьбу избрал, Титан, В поединке воли и страданий, Принял ты мучения без нерешительностей; а небо мстительное, неумолимое, и Судьба злая - тиран глухой

 

  • и дух Ненависти, который
  • существ себе на утеху создает.
  • и сам их уничтожает, сам их морит,
  • Дали тебе бессмертие в дар.
  • И даже это тяжелейшее из наказаний
  • Твоей судьбы не сломало.
  • Смогла добиться лишь проклятий
  • злость Громовладца от тебя
  • И что ему готовит небо,
  • Ты, вещий, не хотел сказать,
  • Хотя взгляд твой сказал немало:
  • В нем приговор прозвучал, как гром,
  • и раскаянием жег горьким,
  • Угнетал страхом, аж в деснице
  • Дрожали в гневе молнии.
  • В том твой небесный грех,
  • Что людям уменьшил ты страдание,
  • Что светом ума и познания
  • На борьбу вооружил их.
  • Пусть судьба злая тебя сковала,
  • И вызов твой, борение дерзкое,
  • Упорство огневое твое,
  • Твой гордый дух и непокорность,
  • Что их и небо не поборет,
  • Для смертных примером становится.
  • Ты человечеству просветил дороги,
  • Ты - символ веры и тепла.
  • Как ты, сыновья человеческие - полубоги,
  • Ручей ясного источника.
  • Пусть и провидит люд подлинно
  • Нуждающийся пай свой: и скорбь,
  • и горе, и борения бремя,
  • и судьбу неотзывных призраков,-
  • И дух бунтарства - не епитимьи -
  • Тяжелейшие разбивает путы,
  • и воли человеческой вдохновенье,
  • В мучениях срощенная, в отчаянии.
  • Надежды и веры не теряет,
  • Триумфом вызов встречает
  • и властно смерть побеждает!
  • (Перевод Д. Паламарчука).

Учитель. Прометеевская тема народолюбства и непокоренности, бесстрашной борьбы за свободу, за человека в творчестве Байрона звучит могущественным аккордом. В стихе «Прометей» возвеличивается подвиг того, кто «человечеству просветил дороги». Сам поэт, как и воспетый им во многих произведениях титан-богоборец, всегда стремился быть там, где поднималось знамя борьбы за свободу человека.

Воспоминание

  • Конец! Это был лишь сон. и враз Бледных надежд лучик угас. Счастливых мало дней прожито, Рассвет мой укрывает тьма, и душу сковывает зима. любовь, надежда дотла разбита. Если бы же - и воспоминания. Если бы же!
  • (Перевод Д. Паламарчука).

Учитель. Стих «Воспоминание» можно считать образцом поэтической недоговоренности, за которой скрыты причины печали автора. Поэтический мир Байрона богатый и просторный. Вместе с тем «утерянный рай», утерянные надежды и ожидания, утерянный абсолют человеческого счастья - это внутренняя тема лирики поэта.

 

  • Когда снится мне, что ты любишь меня,
  • Ты на сон мой не сердись, дорогая,-
  • Только в мечтах я имею то счастье ясное,
  • Каждое утро - оплаканная печаль.
  • дорогой сон! Забери себе силу мою,
  • а мне дай бессилие роскошное,
  • Может, снова, как в ту ночь, буду я в раю,
  • Ох, какая же то жизнь будет пышная!
  • Смерть и сон, говорят люди, то братья родные,
  • Сон есть образ молчаливой смерти,
  • Когда смерть может дать лучший рай, чем во сне,
  • Это я стремлюсь скорее умереть.
  • Ох, не хмурь, моя милая, бровок кротких,
  • Не думай, что я счастливый.
  • Когда грешный был сон,- я заслужил прощение греха:
  • Исчез без следа мой сон волшебный...
  • Хотя я видел, любимая, твою улыбку во сне,
  • Не наказывай ты меня за призрака!
  • (Перевод Д. Паламарчука).

Учитель. В стихе отсутствует поэтика глубоких эмоций, обобщенных личностей и обобщенных положений. В них доминирует эмоционально-экспрессивное начало. Лирика становится познанием души и личности тех, к кому она обращена, открываются и адресат, и автор. Мы ощущаем, кто такой сам поэт, что он ощущает к героине, что она несет ему.

 

В День моего тридцатишестилетия

  • Успокойся, сердце. Выбило время. Никого нам не растрогает. Пусть любовь обходит нас,
  • И нам - любить. Пожелтели дней моих листки, Засох любви цвет и плод. Ползут скорбь и черви
  • За мной вслед. Словно вулкан тот из жерла, извергающий пламень в грудь бьет.
  • Прошлые дни тревог, любви, ревности, жажды, Из любви все достояния мои -
  • Сплетает нам. В поле битвы, оружия звон, Который прославляет Грецию мою! Свободнее чем я, чем Спарты сын,
  • Что лег в бою! Встань! Эллады польется зов, Укрепи свой дух! Не забывай, Чья у тебя в жилах кровь.
  • На бой отправляйся! Прилив чувств несвоевременных жар и низкие страсти круши! Пусть красы губительной пожар Не уймет души! Как жаль молодых лет, На жертву воли их отдай! На битву стать время настало.
  • За волю в гордом этом крае Борись против судьбы злой. Найди в бою и смерть свою.
  • И покой!
  • (Перевод Д. Паламарчука).

Учитель. Стих считают последним в творчестве поэта. Собственную лирическую поэзию поэт объединял с подвигами освободительной войны, с делом защиты греков. Нам остались строки, написанные Байроном в Кефолонии 19 июня 1823 года в дневнике менее чем за год до смерти. Строки не были дописаны и оборваны на полуслове. И по форме, и по сути своей они и в этом виде целостные, объединяя мир истории и политической борьбы с внутренним миром поэта.

Вопрос к ученикам

•    Какие доминирующие черты поэзии Байрона можно отметить?

III.          Рефлексия.

Коллективная работа.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать