Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Коллективная работа. Записи в тетради.
Основные периоды творчества Байрона.
1. 1807-1809 гг.- лирический сборник «Время досуга».
II. 1809–1817 гг.— поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», восточные поэмы, «Еврейские мелодии» (цикл — 23 стиха — любовная лирика).
III. 1817–1824 гг.— поэмы, роман в стихах. «Дон Жуан» — наибольшее по объему и значению произведение.
2. Составление сенканов.
Байрон,
Одинокий, романтический, Сочинял, любил, боролся, Слава, переплетенная с образами, Птица.
II. Работа над темой урока.
1. Теория литературы.
Лирика - один из трех жанров литературы. Особенность лирики - действительность изображается через изображение чувств, переживаний, мыслей лирического героя.
Лирика делится на:
- гражданскую (общественно-политическую) - раздумья поэта об общественной жизни;
- философскую - раздумья о смысле человеческого бытия;
- пейзажную - раздумья, навеянные природой;
- любовная - раздумья и чувства, связанные с дружбой и любовью.
Стансы - разновидность лирики, поэзия-раздумье, в каждой строфе которой высказывается определенная мысль или наблюдения.
2. Выразительное чтение учениками поэзий Байрона и комментарии учителя к ним.
- Мой дух, как ночь. О, играй скорее: Я еще слышу арфы глас.
- Пусть воркует жалобнее и тешит слух в последний час. Как еще надежда в сердце спит, ее разбудит дорогое пение. Как есть слеза - она сбежит, Пока мой мозг не сгорел. но строго и грустно играй, Прибавь сожаления в свой первый звук. Молю тебя, заплакать дай. Так как распадется сердце от мучений. Оно в себе терпит давно, Уже в нем доверху тяжелых оскорблений; Как не поможет пение, оно От мучений страшных порвется. (Перевод В. Самойленко).
Учитель. Всех, кто общался с Байроном, подчиняло не только его чувство прекрасного, но и острое чувство справедливости. «Его глаза - это раскрытые ворота солнца, они созданы из света и для света»,- писал один из его современников. Но в своей душе поэту разобраться было тяжело: слишком много гнетущих дум и вопросов без ответов переполняли ее.
Прометей
- Титан! В глазах твоих Отразилось горе и тревоги Земных жителей, которых гневные боги пренебрегали. А что же за то получил, Титан? лишь скалу, коршуна и кандалы, Немое страдание, , Невыносимая боль растерзанных ран, Которые Дух гордый унимают... Ты стон, рожденный отчаянием, Душил в груди, чтобы тот звук Не выказал тайных мучений, Онемев на устах, аж пока Надзиратель неба отлетит, Чтобы мучений агонии и на миг Боги не увидели жестокие. Ты борьбу избрал, Титан, В поединке воли и страданий, Принял ты мучения без нерешительностей; а небо мстительное, неумолимое, и Судьба злая - тиран глухой
- и дух Ненависти, который
- существ себе на утеху создает.
- и сам их уничтожает, сам их морит,
- Дали тебе бессмертие в дар.
- И даже это тяжелейшее из наказаний
- Твоей судьбы не сломало.
- Смогла добиться лишь проклятий
- злость Громовладца от тебя
- И что ему готовит небо,
- Ты, вещий, не хотел сказать,
- Хотя взгляд твой сказал немало:
- В нем приговор прозвучал, как гром,
- и раскаянием жег горьким,
- Угнетал страхом, аж в деснице
- Дрожали в гневе молнии.
- В том твой небесный грех,
- Что людям уменьшил ты страдание,
- Что светом ума и познания
- На борьбу вооружил их.
- Пусть судьба злая тебя сковала,
- И вызов твой, борение дерзкое,
- Упорство огневое твое,
- Твой гордый дух и непокорность,
- Что их и небо не поборет,
- Для смертных примером становится.
- Ты человечеству просветил дороги,
- Ты - символ веры и тепла.
- Как ты, сыновья человеческие - полубоги,
- Ручей ясного источника.
- Пусть и провидит люд подлинно
- Нуждающийся пай свой: и скорбь,
- и горе, и борения бремя,
- и судьбу неотзывных призраков,-
- И дух бунтарства - не епитимьи -
- Тяжелейшие разбивает путы,
- и воли человеческой вдохновенье,
- В мучениях срощенная, в отчаянии.
- Надежды и веры не теряет,
- Триумфом вызов встречает
- и властно смерть побеждает!
- (Перевод Д. Паламарчука).
Учитель. Прометеевская тема народолюбства и непокоренности, бесстрашной борьбы за свободу, за человека в творчестве Байрона звучит могущественным аккордом. В стихе «Прометей» возвеличивается подвиг того, кто «человечеству просветил дороги». Сам поэт, как и воспетый им во многих произведениях титан-богоборец, всегда стремился быть там, где поднималось знамя борьбы за свободу человека.
Воспоминание
- Конец! Это был лишь сон. и враз Бледных надежд лучик угас. Счастливых мало дней прожито, Рассвет мой укрывает тьма, и душу сковывает зима. любовь, надежда дотла разбита. Если бы же - и воспоминания. Если бы же!
- (Перевод Д. Паламарчука).
Учитель. Стих «Воспоминание» можно считать образцом поэтической недоговоренности, за которой скрыты причины печали автора. Поэтический мир Байрона богатый и просторный. Вместе с тем «утерянный рай», утерянные надежды и ожидания, утерянный абсолют человеческого счастья - это внутренняя тема лирики поэта.
- Когда снится мне, что ты любишь меня,
- Ты на сон мой не сердись, дорогая,-
- Только в мечтах я имею то счастье ясное,
- Каждое утро - оплаканная печаль.
- дорогой сон! Забери себе силу мою,
- а мне дай бессилие роскошное,
- Может, снова, как в ту ночь, буду я в раю,
- Ох, какая же то жизнь будет пышная!
- Смерть и сон, говорят люди, то братья родные,
- Сон есть образ молчаливой смерти,
- Когда смерть может дать лучший рай, чем во сне,
- Это я стремлюсь скорее умереть.
- Ох, не хмурь, моя милая, бровок кротких,
- Не думай, что я счастливый.
- Когда грешный был сон,- я заслужил прощение греха:
- Исчез без следа мой сон волшебный...
- Хотя я видел, любимая, твою улыбку во сне,
- Не наказывай ты меня за призрака!
- (Перевод Д. Паламарчука).
Учитель. В стихе отсутствует поэтика глубоких эмоций, обобщенных личностей и обобщенных положений. В них доминирует эмоционально-экспрессивное начало. Лирика становится познанием души и личности тех, к кому она обращена, открываются и адресат, и автор. Мы ощущаем, кто такой сам поэт, что он ощущает к героине, что она несет ему.
В День моего тридцатишестилетия
- Успокойся, сердце. Выбило время. Никого нам не растрогает. Пусть любовь обходит нас,
- И нам - любить. Пожелтели дней моих листки, Засох любви цвет и плод. Ползут скорбь и черви
- За мной вслед. Словно вулкан тот из жерла, извергающий пламень в грудь бьет.
- Прошлые дни тревог, любви, ревности, жажды, Из любви все достояния мои -
- Сплетает нам. В поле битвы, оружия звон, Который прославляет Грецию мою! Свободнее чем я, чем Спарты сын,
- Что лег в бою! Встань! Эллады польется зов, Укрепи свой дух! Не забывай, Чья у тебя в жилах кровь.
- На бой отправляйся! Прилив чувств несвоевременных жар и низкие страсти круши! Пусть красы губительной пожар Не уймет души! Как жаль молодых лет, На жертву воли их отдай! На битву стать время настало.
- За волю в гордом этом крае Борись против судьбы злой. Найди в бою и смерть свою.
- И покой!
- (Перевод Д. Паламарчука).
Учитель. Стих считают последним в творчестве поэта. Собственную лирическую поэзию поэт объединял с подвигами освободительной войны, с делом защиты греков. Нам остались строки, написанные Байроном в Кефолонии 19 июня 1823 года в дневнике менее чем за год до смерти. Строки не были дописаны и оборваны на полуслове. И по форме, и по сути своей они и в этом виде целостные, объединяя мир истории и политической борьбы с внутренним миром поэта.
Вопрос к ученикам
• Какие доминирующие черты поэзии Байрона можно отметить?
III. Рефлексия.
Коллективная работа.