• Опишите красоту лунной ночи. Как об этом сказано в произведении? («Лунный свет лился сквозь окна и обливал своим синеватым цветом все стены, образы на стенах и целую домашнюю обстановку. Под окном в огороде пел соловей, издалека от пруда доходил плеск воды»).
  • Какие художественные средства использовал писатель, описывая пруд? Отвечая, ссылайтесь на текст произведения (Метафоры: «вода... котилась... ударялась об плотину и об берег»; «плотина и берег, отталкивали ее от себя...»; «...вода подавалась... ударяла...»).
  • Почему, по мнению мальчика, люди не могли нарвать цветов счастья? («Так как не могут достать. Не знают, как через воду поплыть»).
  • Просыпались ли вы когда-нибудь  рано утром? Наблюдали ли за изменениями, которые происходят в природе с востоком солнца? Как об этом указано в произведении? («Утро было недалекое. Появился узенький лучик, сразу бледный и невыразительный, затем все больший и ясный. Звезды бледнели, бледнело также и небо. Соловьи притихли. Подуло ранним холодом и роса задрожала на цветах»).
  • С какой речью вода обратилась к мальчику? («Иди... я занесу тебя на другую сторону, там, где цветет роскошный цветок счастья. Такой ароматный, такой лучистый, какой ты не видел еще никогда»).
  • Как мальчик осуществил мысленное путешествие по воде? («Волна за волной становится ясная, будто чешуя на великанской уроде-рыбе. Мальчуган идет по той чешуе, по волне. Идет все дальше и дальше. Тело у него дрожит, сердце трепещет, уста пылают. Вытянул руки, глазами вгляделись там, где солнце аж горит,- и идет»).
  • Чем объяснить то, что мальчик снова оказался в кровати, возле которой уже сидел врач?
  • Какие изменения произошли у мальчика, когда тот стал взрослым? («Маленького кудрявого мальчика никто не узнал бы ныне. Вырос, возмужал и познал жизнь»).
  • Как уже взрослый мальчик относился к поискам цветка счастья? («...И знает, что там, далеко, за водой, не растет желанный цветок счастья... А все же таки бросается в воду и идет за ним, за тем цветком счастья»).

2.9. Характеристика образа мальчика.

2.9.1. Цитатная характеристика героя.

 «Мама, я хочу тот красивый цветок. Скажите, где он растет, я пойду за ним. Я пойду за ним и принесу его для вас и для себя».

 

  •  «Пристально вглядывался он большими, синими глазами в далекую даль...».
  • «Почему то люди не рвут тот цветок? ...Не знают, как через воду поплыть. Но я знаю».
  • Врач: «Когда сильная природа, так при Божьей помощи победит. А как нет, то пойдет за счастьем, за вечным счастьем».
  • «Маленький кудрявый мальчик... вырос и изменился. Возмужал и познал жизнь».

2.9.2. Ориентировочный план к характеристикам образа мальчика.

1)   Мальчик, который ищет цветок счастья.

2) Портрет и внешность героев.

3)   Черты характера мальчика: а) любознательный; б) целенаправленный; в) настойчивый; г) способный к глубоким чувствам и сопереживаниям;

д) мечтатель и фантазер.

4)       Восприятие цветка счастья мальчика уже взрослым.

2.9.3. Беседа с вопросами.

  • О чем свидетельствует любознательность мальчика?
    • Почему писатель, изображая своего героя, старается больше обратить внимание на его внутренние чувства, чем на внешность?
    • Чем объяснить то, что мальчик будет разыскивать цветоксчастья не только для себя, но и для своей мамы?
    • Как герой воспринимал красоту утра?
    • Что ощущал мальчик, когда попал в воду?
    • О чем свидетельствует победа мальчика над собственной болезнью?
    • Почему уже взрослый мальчик продолжает поиски цветка счастья?
      • Как вы считаете, найдет ли мальчик цветок счастья? А есть ли такой цветок на самом деле?

2.10. Творческая задача: нарисуйте в тетради цветок счастья. На каждом лепестке укажите, на ваш взгляд, состав счастья.

Сравните собственное понимание и представления цветка счастья и своих товарищей.

V. Дополнительный материал.

1. Народные пословицы о счастье, судьбе.

  • Счастье ум отбирает, а несчастье возвращает.
  • Кто горя не видел, тот и счастье не знает.
  • Кто рано встает, тому счастье есть.
  • В счастье не без врага.
  • От счастья не умирают.
  • Не родись в платьице, а родись в счастьице.
  • Кто хорошего мужчины минует, тот счастье не имеет.
  • Как счастье прибудет, найдут сами люди.
  • Хорошо тому жить, чья судьба не спит.
    • Судьбы и конем не объедешь.
    • Судьбы жалобами не втаскаешь.
    • Счастье скоро покидает, а надежда - некогда.

 

2. Значение слова «счастье» в толковом словаре.

2.1.Счастье - 1. Состояние полнейшего удовлетворения жизнью, ощущение глубокого удовлетворения и безграничной радости, которые испытывает кто-нибудь // Внешнее проявление этого ощущения. 2. Достижение, успех, удача. 3. Судьба, участь // Благосостояние, счастливая жизнь.

2.2.Счастливый.- 1. Который имеет счастье, который испытал счастья, радости // Люди, которым везет // Очень рад чему-нибудь // Удовлетворенный чем-нибудь, радостный по поводу чего-то // Очень радостный, рад что-нибудь делать // Преисполненный радости. Счастье (о чувстве). 2. Который приносит или принес счастье, успех, удачу; исключительно благоприятный, радостный // Который оказывает содействие счастью, радости.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

  1. На вопрос ребенка «Что такое счастье?» мать ответила, что это: а) радость и удовлетворение; б) гармония с окружающим тебя миром; в) судьба.
  2. Дом, где жила женщина с ребенком, находился:

а) неподалеку от леса; б) на холме; в) рядом с господским имением.

3. Какое художественное средство использовало Б. Лепким в фразе: «...за минуту выплыл месяц»?

а) эпитет; б) сравнение; в) метафора.

4. Когда мальчик был в кровати, приготовившись ко сну, то мать ему:
 а) пропела колыбельную; б) рассказала интересную сказочку;

в) прочитала молитву.

5. Под окном дома ночью пел:

а) жаворонок; б) соловей; в) неизвестная птица.

6. Мальчик надеялся, что достать тот волшебный цветок счастья ему поможет:

а) мать; б) вода пруда; в) добрый дедушка.

7. Цветок счастья Б. Лепкий в произведении называет:

а) ароматный и лучистый; б) яркий и привлекательный; в) нежный и сияющий.

  1. Чтобы переплыть на другой берег пруда, мальчик обратился к: а) лебедю; б) волне; в) волшебной лодочке.
  2. Во время утреннего странствия мальчик ощутил из леса благоухание: а) мяты; б) живицы; в) сирени.

 

10. Утренняя прогулка для героя закончилась:

а) его болезнью; б) неприятной стычкой со сторожем; в) тем, что он нашел цветок счастья.

11. Благодаря кому уже взрослый мальчик познал «все цветы на свете»?

а) Мамочке; б) старому учителю ботаники; в) профессору университета.

12. Произведение «Цветок счастья» заканчивается риторическим вопросом: о поиске мальчиком цветка счастья:

а) «Достанет ли его? Кто знает?»;

б) «А нашли ли вы этот волшебный цветок?»;

в) «Для чего же искал он этот цветок? Как вы считаете?».
 Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках. Карточка № 1.