x x
menu

Антон Лотоцкий « Михайлик-Семилеток»

Цель:           вспомнить важные исторические события времен Киевской Руси, народные пересказы о них; раскрыть роль авторского воображения и домысла в написании художественного произведения; уметь пересказывать содержание рассказа, определять его тему, кульминацию, разделять произведение на отдельные части — составные части сюжета, давать им заголовки, лелеять чувство национального сознания и достоинства.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Кто не знает своего прошлого,

тот не достойный будущего.

Кто не уважает выдающихся людей своего народа,

тот сам не достойный уважения.

М. Рыльский.

Ход урока.

I.        Организационная часть.

II.        Вступительное слово учителя.

Сегодняшний разговор я начну словами Максима Рыльского, которые взяты эпиграфом к нашему уроку.

Вопрос к ученикам: Как вы их понимаете?

III.       Актуализация опорных знаний.

О прошлом нашего народа, о героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков, о необыкновенной силе и мужестве русских воинов, князей мы узнаем из истории Украины, летописных источников. Настоящими патриотами были князья Святослав, Владимир, Игорь. Безграничная любовь к Родине вдохновляла их на героические поступки.

 

Беседа с учениками.

1. Что вы знаете о Киевской Руси?

2. С кем приходилось воевать русичам?

3. Назовите известнейших киевских князей.

4. Вспомните изученные по истории сведения о временах борьбы Киевской Руси с печенегами. Как вы представляете эти события? Зачитывание учениками подготовленных сведений.

Во времена Игоря возле южных границ Руси впервые появились печенеги.

Святослав Игоревич прославился прежде всего своими походами, в которых провел почти всю свою жизнь. Неоднократно приходилось воевать с печенегами. «Зима застала Святослава с войском в дороге, и он собирался зимовать на одном из днепровских островов. Здесь и напал на него печенежский хан Куря. В бою Святослав погиб».

Святослав остался для грядущих поколений образцом воина и полководца, который не жалел сил для Отчизны и положил голову, защищая ее от врагов.

Одной из главных проблем для древнерусского государства при княжении Владимира оставалась борьба с кочевниками. Приходилось вести отчаянные войны с печенегами. Во время очередного их нападения на Русь в 993 г. Владимир с дружиной встретил кочевников на подходах к Киеву, на г. Трубеж.

Вот как об этом написано в летописи.

«...Печенеги в который раз напали на южные границы Руси. Это было при княжении Владимира Святославовича. Печенеги подошли к Трубежу и остановились, увидев русскую рать. Никто не хотел начинать бой первым. Тогда печенеги предложили Владимиру закончить войну поединком двух богатырей.

Князь приказал разыскать надежного воина. К нему привели молодого кожемяку. Чтобы испытать юношу, на него выпустили обозленного быка. Юноша вырвал из него кусок кожи с мясом. Убедившись в силе молодого воина, князь благословил его на поединок. Юноша победил печенежского великана. Печенеги бросились убегать, а русичи погнались за ними и побили их возле змеиного вала. Владимир был рад победе...».

Вопросы для беседы.

1.  Каким вы воображаете молодого кожемяку?

2.  Какие черты характера присущи юноше?

 

Эта летописная полулегенда нашла свое отображение в одной из известнейших украинских сказок о Кирилле Кожемяке.

О Владимире и его воинах Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче составлено немало былин, которые записывались даже в начале ХХ ст.

А знаменитых рыцарей-богатырей изобразил известный русский художник В. М. Васнецов на картине «Богатыри». Три знаменитые защитника Киевской Руси Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович имеют незаурядную силу, бесстрашие, готовы любой минуты стать на защиту родной Отчизны. (Демонстрируется картина).   Кто из богатырей больше всего привлекает ваше внимание? Почему?

ИV. Сообщение темы, цели урока.

1. Короткий рассказ о писателе.

 

Дата

Событие

13 января 1881 г. Родился в с. Ольховцы на Львовщине
1907 г. Вышел первый сборник рассказов «Цветы с поля»
1911 г. Начало педагогической деятельности.
1914 г. Борец за волю и независимость Украины.
20– 30-те г. Издает журналы; является основателем двух издательств «Журавли», «Синие колокольчики»
1934 г. Четырехтомная «История Украины для детей»
1936 г. Издал «Краткую грамматику украинского литературного языка»
1946 г. Принят в Союз писателей Украины
28 мая 1949 г. Умер во Львове

Много произведений посвятил детям. Одно из них «Михайлик-Семилеток», которое вошло в сборник украинских исторических рассказов «Дерево памяти».

2. Словарная работа.

Печенеги— тюркское кочевое племя; печенеги много раз нападали на Русь, в частности в 968 году. Разбитое Ярославом Мудрым в 1036 году, печенежское племя распалось; часть слилась с половцами, часть осела на русских землях, остальные перекочевали к понизовью Дуная.

 

Ловы— охота.

Рыцарь — свободный казак — запорожец, которому присущи казацкая доблесть и военное искусство; самоотверженный, благородный защитник кого-нибудь или чего-нибудь.

Вече— народное собрание.

Сеча— рукопашный поединок, бой с применением холодного оружия.

Таран— старинное орудие в виде бревна с металлическим наконечником для разрушения стен, ворот и башен крепости.

2. Выразительное чтение произведения учениками. 

3. Беседа по смыслу. 

 

  • Какие впечатления вызвал у вас Михайлик?
  • Что главное для Михайлика?
  • Какой характер имел Лихослав?
  • На что указывает его имя?
  • Какие черты характера вы хотели бы воспитать в себе?
  • Какая тема произведения?

Тема— это то, о чем рассказывается в произведении, т.е. те явления жизни, которые отобразил писатель, те проблемы, которые он поднимает в книге.

•    Какой момент в произведении является наиболее напряженным?
Момент высочайшего напряжения действия, в котором художественный конфликт наиболее обостряется и наиболее полно проявляются характеры, называется кульминацией.

3. Работа в группах.

Игра «Пан или пропал».

Ведущая. Назовите себя. Выберите число. (Ведущая берет карточку с выбранным числом и задает вопрос. Игрок отвечает. Если ответ правильный, команде зачисляется один балл. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры).

Вопрос:

1) Почему печенеги хотели захватить Киев?

2) Как решили поступить враги, когда увидели, что стены города нельзя разбить?

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать