x x
menu

Античная литература – исходная основа европейских литератур

Цель: Выяснить, чему необходимо изучать античную литературу; сообщить, когда, где, какими народами создавалась античная литература; сделать выводы о причинах ее популярности; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать заинтересованность к изучению давних литератур.

Оборудование: Портреты Гомера, Эсхила, Овидия, изображение архитектурных и скульптурных памяток античности.

Вы возмужали в храме Гомеровым. О. Пушкина - Г. Гнедичу

  • Кто не видит вещим глазом
  • Глуби трех тысячелетий,
  • Тот в невежестве глубоком
  • День за днем живет на свете.

Й. В. Гете

ХОД УРОКА

И. Мотивация Учебной Деятельности

1. слово учителя

- Однажды О. Пушкина, встретив Г. Гнедича, который перекладывал «Илиаду» Гомера и, захваченный этим делом, совсем не появлялся на людях, был очень удивленный изменениями, которые произошли с поэтом-переводчиком. Подмеченные им изменения Пушкина охарактеризовал такими словами: «Вы возмужали в храме Гомеровым». Но же Гнедич никуда не ездил, и храмов Гомеровых не существует! Что же имел в виду большой поэт?

(Ответы учеников.)

Храм Гомеров - это поэма «Илиада», дух которой пронизан гражданской доблестью давних греков, их мужеством и патриотизмом. Пушкин хотел сказать, что, даже перекладывая такую книгу, человек испытает перемен к лучшему, поскольку ощущает на себе влияние этой гениальной поэмы.

2. Объяснение эпиграфа (выражения Гете)

— как вы понимаете слова Гете относительно

темы, которую мы обсуждаем?

II. Объявление темы и цели урока

III. Изучение нового материала

1. слово учителя

— Зачем нужно изучать античную литературу?

Невозможно переоценить огромное влияние античной литературы на человечество, которое и до сих пор считает все, созданное в те времена, наилучшим.

Все, что нас окружает, влияет на нас постоянно и незаметно. Но или много вокруг нас того, что мы бы назвали самым талантливым, самым гениальным, самым совершенным? К сожалению, ни.

А сегодня мы имеем возможность притронуться к культуре, которая считается гармонической и совершенной, а итак, можем и самые стать более просвещенными, более совершенными.

2. работа над темой урока

«Вопрос — ответа»

1) Что такое античная литература? Усвоение литературоведческих сроков

Термин «античный» происходит от латинского слова Апииаит, Что означает «давний».

Античная литература — Это литература греко-римского рабовладельческого общества, которая имела наибольшее значение для формирования европейской культуры.

Работа с линией времени.

VIII ст. к н. э. Р. Хр. V ст. н. э.

Античная литература

2) Какими языками и народами создавалась античная литература?

Античная литература - это литература давних греков и римлян, которая представляет собой единство, образовывая особую ступеньку в развитии мировой литературы. Нужно помнить, что римская литература начала свое развитие значительно позднее за греческую и создавалась на ее основе, используя ее опыт и достижение.

Греческая литература древнейшая из всех европейских литератур и единая, что развивалась самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур.

Греки писали свои произведения древнегреческим языком, а римлянине - латынью.

3) Какие жанры существовали в античной литературе?

В античной литературе возникли все литературные жанры, о чем свидетельствуют их, главным образом, греческие названия: эпическая поэма, трагедия, комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, новелла, роман. Именно в античные времена возникает теория стиля и художественной литературы.

4) Когда происходило повышение интереса к эпохе античности?

Историческое значение античной литературы в мировом процессе настолько большое, что европейская литература неоднократно обращалась к античности как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы художественной обработки.

Существенная ориентация на античность существовала во времена Возрождения, которая противопоставляла аскетическому мировосприятию средневековья новое, гуманистическое мировоззрение, утверждая в такой способ величие земной жизни и земной человека. Все гуманистическое движение проходило под лозунгом «возрождение» античности.

«В избавленных во время гибели Византии рукописях, в вырытых из руин Риму античных статуях перед удивленным Западом постав новый мир — греческая давность; перед светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое было, словно отблеск классической давности и которое в дальнейшему уже некогда не достигало такой высоты». (Ф. Энгельс)

Вторыми пор, для которых ориентация на античность была литературным лозунгом, был период классицизма XVII-XVIII ст.

Классицизм стремился суровых неизменяемых правил, которым должна быть подчинена композиция каждого художественного произведения. Особым вниманием пользовалась «Поэтика» Аристотеля, с которой классицисты связывали закон трех единств в драме: единства места, времени, действия.

Рассматривая свои правила как вечные нормы художественной литературы, классицисты считали своей задачей не только подражать давним поетам, но и соревноваться с ними, чтобы превзойти их в наследовании этих правил.

5) В чем заключается заслуга античного искусства?

Создание идеала человека, хотя и в ограниченной статической форме, является исторической заслугой античной мысли и античного искусства.

Ведущая тема античной литературы - воспевание человека и его мира.

6) Чему не все произведения античности дошли к нам?

Большое количество античных произведений не знакомые современному читателю. Например, с 90 пьес Эсхила сохранилось полностью 7, из 120 драм Софакла - тоже 7, с 92 произведений Еврипида - 19.

В потому, что одни произведения античной литературы сохранились, а другие - нет, есть, конечно, элемент случайности, но не он сыграл решающую роль. Дело в том, что сохранялось лишь то, что представляло интерес для поколений, которые жили в то время.

Главным материалом для письма, начиная с VII ст. к н. э., был папирус (пергамент появился позднее и был довольно дорогим материалом). Античный текст, записанный на папирусе, мог сохраняться лишь в том случае, если его время от времени переписывали. Таким образом, к нам дошли лишь те произведения, которые постоянно переписывались через их популярность у читателей.

IV. Итоги урока

«микрофон»

Чему необходимо изучать античную литературу?

V. Домашняя задача

Прочитать древнегреческие мифы «Пигмалион и Галатея», «Сизиф», «Царь Мидас» и подготовить их пересказ.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать