x x
menu

Античная цивилизация

Античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы

Содержание.

I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы

1. Предмет и значение литературы Древней Греции

2. Античное рабовладельческое общество Греции

3. Греческие племена и наречия

4. Язык древнегреческой литературы

II. Истоки древнегреческой литературы.

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.

2. Сказки, басни (Эсоп) , загадки и пословицы.

3. Народная песня, ее происхождение и формы

III. Поэмы Гомера.

1. Сказание о Троянской войне

2. Общий характер поэм

3. Главные образы поэм.

4. Значение поэм Гомера.

IV. Формы лирической поэзии.

1. Греческая лирика и ее формы.

2. Элегия и ямб.

3. Эпиграммы

4. Основные жанры прозаической литературы

V. Литература эллинизма.

1. Общая характеристика эпохи эллинизма.

2. Эллинистическая образованность.

3. Реализм и натурализм.

VI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература.

1. Последние греческие поэты

2. Греческая литература на рубеже с византийской.

VII. Значение греческой литературы для мировой цивилизации.

VIII. Список литературы

I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы.

1. Предмет и значение литературы Древней Греции.

Под названием "греческая литература" мы должны разуметь всю вообще литературу греческого народа, написанную на греческом языке. За продолжительный срок много раз и коренным образом изменялись исторические условия жизни греческого народа, также изменился и язык.

При таком широком понимании предмета, всю историю греческой литературы можно разделить на четыре больших периода: 1) античный, совпадающий с эпохой рабовладельческого общества - с самых ранних времен (X - IX вв. до н. э.) до начала IV в н. э. с кратким примыкающим к нему периодом перехода к феодальному строю - от IV до начала VI в н. э. ; 2) византийский, занимающий время от утверждения феодальной византийской империи при Юстиниане (527 - 565 гг.) до завоевания Константинополя (Византии) турками в 1453 г. ; 3) период турецкого владычества - 1453 - 1829 гг. ; 4) новогреческий - со времен освобождения от турецкого владычества (1829 г.) до наших дней.

Из четырех обозначенных периодов, наибольшее значение для истории мировой культуры и литературы представляет первый период - античный.

Так как вся европейская культура строилась на развалинах античной, то вполне естественно, что элементы этой последней вошли органически в наши общественные понятия, в наше мышление, язык, художественные образы, и многие стороны современной жизни были бы непонятны без знаний античной культуры. Идеями и образами античности вдохновлялись величайшие представители литературы, искусства и науки: Данте, Петрарка, Микеланджело, Шекспир, Мильтон, Байрон, Гете и многие другие. Высокое значение греческой литературы признается выдающимися нашими писателями и критиками М. В. Ломоносовым, А. Н. Радищевым, А. С. Пушкиным, В. Г. Белинским, А. И. Герценом и другими.

2. Античное рабовладельческое общество.

Общество, разделившееся на рабов и рабов, освободившихся от труда, позволило посвятить себя искусству. Разделение общества на два основных класса - рабов и рабовладельцев - привело к образованию своеобразной формы античного государства, которую греки называли "полис" . Эта форма совмещает в себе два понятия - и государства и города. Имеется в виду город с небольшой прилежащей к нему территорией.

Для удобства рассмотрения истории древнегреческой литературы мы устанавливаем следующие четыре периода: 1) начальный - период разложения первобытного родового строя (с конца II до начала I тысячелетия до н. э.) , время нераздельного господства устного народного творчества; 2) эллинский или классический - время образования и процветания свободных государств-городов - приблизительно с IX до конца IV до н. э. В этот период получили развитие, в соответствии с отдельными фазами общественной жизни, три сменявших друг друга жанра: эпос, лирика и драма. Он включает в себя и краткий период назревания новых условий - перехода к эллинизму; 3) эллинистический - время господства больших эллинистических монархий III - I вв. до н. э., время значительного ослабления творческих сил народа и преобладание изысканных форм в искусстве; 4) императорский или эллинистическо-римский - время римского владычества (I - V вв. н. э.) и конца античного общества с кратким переходом к установлению феодального строя, время замирания старых традиций и возникновения новых христианско-византийских.

3. Греческие племена и наречия.

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который в историческую эпоху называл себя "эллинами" , а у нас обычно называется "греками" - именем, взятым нами у римлян.

Греческий народ не имел политического единства и жил, преимущественно, маленькими политическими общинами - "полисами" - по берегам Средиземного, Черного, Мраморного и Азовского морей. Однако, несмотря на политическую разобщенность и племенную обособленность, греки в цветущую пору своей истории дошли до высокого сознания своего национального и культурного единства, противопоставляя себя всем другим народам как "варварам" . Это сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в начале V в. до н. э.

4. Язык древнегреческой литературы.

По языку древние греки принадлежали к так называемой индоевропейской группе. Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строю италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языков этой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержит некоторые элементы из других языков - более древнего населения (пеласгов греческой традиции) или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанные критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию до н. э., дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка1. Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные.

В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говоривших на местных говорах. Однако они не теряли сознания своего единства и принадлежности к одному народу. Главными из этих племен, значительно отличавшихся по своему наречию (диалекту) , считались эолийцы, ионийцы и дорийцы.

Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образовалась особая ветвь ионийцев и их языка аттическое наречие. Эти четыре диалекта легли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский - для эпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественной лирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрел особенно важное значение в литературе.

Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. К разговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит много искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров - эпоса, лирики и трагедии.

Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенности местных диалектов, и из поздних поры тексты писем и различных записей простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах.

Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим богатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающих всевозможные оттенки мысли. В языке греков, как народа по преимуществу приморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующих его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним.

Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения. Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразии времен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния, длительность и моментальность действия (аорист) .

В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается от современного языка и от других европейских языков своими мелодическими свойствами. Слоги в нем различались по "количеству" : одни - долгие, другие - краткие; долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чем краткий, и обладал большей высотой звука1. Это создавало основу для музыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до н. э. в греческом языке произошли изменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение, основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло на тоническую систему, которая в настоящее время находит применение у большинства европейских народов.

II. Истоки древнегреческой литературы.

1. Народнопоэтическое творчество и мифология.

Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устное народное творчество и, прежде всего - мифы, в которых содержалась целая сокровищница сюжетов и образов. В. Г. Белинский, развивая ту же мысль, указывал еще на жизненное значение мифологических образов. "Мифология была выражением жизни древних" - писал он, -"и их боги были не аллегориями, не риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах" 2.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать