К теме Бородинского сражения Лермонтов обращался дважды - в 1830-1831 годах было написано «Поле Бородина», в 1837-м - «Бородино». Необходимость вторичного обращения к этой теме - написание нового стихотворения: «Бородино» - вызвана эволюцией Лермонтова, которая и определила принципиально новую трактовку великой битвы под Москвой.
«Поле Бородина» - патриотическое стихотворение, написанное не вслед за громкими одами, но в духе новой традиции, основоположником которой был Денис Давыдов. Личное знакомство Лермонтова с Давыдовым документально не подтверждено, но биографы, ссылаясь на косвенные материалы, полагают, что юный поэт мог встретить героя Отечественной войны в 1830 году у Аф. А. Столыпина или у Н. И. Поливанова. Пребывание в гвардейском гусарском полку позволяло много узнать о гусаре Денисе Давыдове, чьи подвиги и удаль чтились среди гусарской молодежи. «Посвящение» к «Тамбовской казначейше» обращено к сотоварищам по гусарскому полку. Эмма Герштейн пишет: автор поэмы «одобрения ожидает не от слушательниц, а от тех, кто, «наблюдая древний обычай», вместе с автором запивают стихи «благодетельным вином». С этим образом ассоциируется поэтическая стихия Дениса Давыдова, имя которого нередко упоминалось в лейб-гусарском полку».
Бесспорно отличное знание Лермонтовым стихов Давыдова - его военных песен и элегий. Творческая перекличка с этими песнями давно замечена в гусарских стихах Лермонтова. Вспомнились Лермонтову военные песни Давыдова и в 183! году, когда он впервые решил написать военное стихотворение, посвященное великому событию Отечественной войны. «Поле Бородина» продолжало традицию сниженного изображения военной жизни и жарких сражений, созданную Денисом Давыдовым.
Давыдов шел вслед Державину и песенной традиции конца XVIII века, которая была многим обязана тому же Державину. Предметом стихов Давыдова также стала будничная жизнь обыкновенного человека. Многое в застольных и военных песнях, которые печатались в песенниках, было для Давыдова близким - интерес не к батальной стороне войны, а к ее быту, не изображение героев и царей, а раскрытие чувств реального русского воина-офицера, его готовности искать славы на поле боя и веселья с друзьями после сражения. Привлекала Давыдова в этих застольных песнях и живая интонация рассказа, и бытовая и военная лексика, и, главное, оптимистический взгляд на жизнь героя.
Традиции помогала Давыдову не только воссоздать поэтический облик обыденной жизни и быта гусара, но и решить главную проблему - создание образа лирического героя, самоотверженного поэта-воина, мужественного офицера - патриота и гражданина, исполнившего свой долг в годину испытаний его родины. Рассказ о Бородинском сражении у Лермонтова ведет его участник офицер. В стихотворении воссоздается бытовая атмосфера в канун битвы:
- Всю ночь у пушек пролежали
- без палаток, без огней,
- Штыки вострили да шептали
- Молитву родины своей.
- По вот наступило утро, «пробили зорю барабаны».
- «Вождь сказал перед полками:
- «Ребята, не Москва ль за нами?
- Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали».
- И мы погибнуть обещали,
- И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой».
- И закипел жестокий, кровавый бон:
- Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него,
- В дыму огонь блестел,
- На пушки конница летала,
- Рука бойцов колоть устала,
- И ядрам пролетать мешала
- Гора кровавых тел.
«Противник отступил», на поле спустилась ночь, смертельно уставшие бойцы заснули: «И крепко, крепко наши спали», заснул и рассказчик, «На труп застывший, как на ложе ...голову склонил». В лермонтовском стихотворении нет Давыдовской удали, но война также показана как обыкновенное дело солдат и офицеров, как тяжелая работа на поле боя, когда исполнение долга обрушивает на каждого беспримерные испытания, преодоление которых связано с ранениями, часто смертельными.
«Поле Бородина», как и все ранние стихотворения, Лермонтов не напечатал. К теме Отечественной войны, к сражению под Москвой Лермонтов вернулся в 1836 году, написав стихотворение «Бородино». Это было программно новое произведение, которое явилось этапным в дальнейшем развитии творчества поэта.
1836 год занимает важное место в эволюции Лермонтова, существенным моментом которой было обостренное внимание к реалистическим произведениям Пушкина. В 1835-1836 годах Лермонтов интенсивно работал над драмой «Маскарад». Как мы знаем, концепция драмы и судьба главного героя Арбенина во многом определялись усвоенным пушкинским раскрытием трагизма романтического героя, философии человека романтизма.