Анализ стиха «Во всем хочу я дойти до самой сути…» (1956)

Художественно-философская целостность взглядов поэта на жизнь и мир с общечеловеческих позиций В своих стихах Б. Пастернак раздумывает о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее. Но, наверное, главное, что сохранил и развил Б. Пастернак в своем творчестве, - это художественно-философская целостность взглядов на жизнь и мир с общечеловеческих позиций.

Чтение стиха.

  • Во всем мнет хочется дойти до самой сути.
  • В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
  • К сущности протекших дней,
  • К их причине, к основам, к корням, до сердцевины.
  • Все время схватывая нить
  • Судеб, событий,
  • Жить, думать, чувствовать, любить,
  • Свершать открытия.
  • О, если бы я только мог
  • Хотя отчасти, Я написал быі восемь строк
  • О свойствах страсти.
  • В беззаконьях, в грехах, Бегах, погонях,
  • Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.
  • Я вывел бы ее закон,
  • Ее начало,
  • И повторял ее имен
  • Инициалыї.
  • Я бы разбивал стихи, как сад.
  • Всей дрожью жилок
  • Цвели бы липы в них подряд,
  • Гуськом, в затылок.
  • В стихи бы я внес дыханье роз,
  • Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос,
  • Грозы раскаты.
  • Так некогда Шопен вложил Живое чудо
  • Фольварков, парков, рощ, могил
  • В свои этюды.
  • Достигнутого торжества
  • Игра и мучение –
  • Натянутая тетива
  • Тугого лука.

• Попробуйте подытожить, в чем суть философии Б. Пастернака, какое его отношение к жизни? Стремление поэта достигнуть сердцевины и корня вещей предоставляет бездонной философской глубины виртуозно воспроизведенному в его лирике буйству красок и звуков мир. Продолжая разговор о творчестве Пастернака, надо напомнить о том, что вместилось в рамках жизни поэта: две революции (1905 и 1917), три войны (Первая мировая, гражданская, Вторая мировая), года сталинщины, хрущевская оттепель.

В его лирику врывается тревога: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить».

В начале тридцатых годов было такое движение среди писателей - стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку. То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что не укладывалось в границы сознания. Я заболел, не мог спать».

Когда снова поэт приобрел дар творческой речи, его стиль неузнаваемо изменился. Изменилось мировосприятие. Изменился сам...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент