Художественно-философская целостность взглядов поэта на жизнь и мир с общечеловеческих позиций В своих стихах Б. Пастернак раздумывает о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее. Но, наверное, главное, что сохранил и развил Б. Пастернак в своем творчестве, - это художественно-философская целостность взглядов на жизнь и мир с общечеловеческих позиций.
Чтение стиха.
- Во всем мнет хочется дойти до самой сути.
- В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
- К сущности протекших дней,
- К их причине, к основам, к корням, до сердцевины.
- Все время схватывая нить
- Судеб, событий,
- Жить, думать, чувствовать, любить,
- Свершать открытия.
- О, если бы я только мог
- Хотя отчасти, Я написал быі восемь строк
- О свойствах страсти.
- В беззаконьях, в грехах, Бегах, погонях,
- Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.
- Я вывел бы ее закон,
- Ее начало,
- И повторял ее имен
- Инициалыї.
- Я бы разбивал стихи, как сад.
- Всей дрожью жилок
- Цвели бы липы в них подряд,
- Гуськом, в затылок.
- В стихи бы я внес дыханье роз,
- Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос,
- Грозы раскаты.
- Так некогда Шопен вложил Живое чудо
- Фольварков, парков, рощ, могил
- В свои этюды.
- Достигнутого торжества
- Игра и мучение –
- Натянутая тетива
- Тугого лука.
• Попробуйте подытожить, в чем суть философии Б. Пастернака, какое его отношение к жизни? Стремление поэта достигнуть сердцевины и корня вещей предоставляет бездонной философской глубины виртуозно воспроизведенному в его лирике буйству красок и звуков мир. Продолжая разговор о творчестве Пастернака, надо напомнить о том, что вместилось в рамках жизни поэта: две революции (1905 и 1917), три войны (Первая мировая, гражданская, Вторая мировая), года сталинщины, хрущевская оттепель.
В его лирику врывается тревога: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить».
В начале тридцатых годов было такое движение среди писателей - стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку. То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что не укладывалось в границы сознания. Я заболел, не мог спать».
Когда снова поэт приобрел дар творческой речи, его стиль неузнаваемо изменился. Изменилось мировосприятие. Изменился сам...