x x
menu

Анализ сонета Малларме «Лебедь»

Тема печальной, но, бесспорно, прекрасной судьбы поэта наиболее полно осмыслена в одном из наилучших сонетов позднего периода творчества «Лебедь». В раскрытии темы автор прибегает к удивительным по своей интеллектуальной насыщенности и образности обобщенным символам. Создает стих метафора, которая не декламируется, а будто бы поется. Сферы объективного (лебедь, который вмерз в прозрачный лед заброшенного озера) и субъективного (поэт) переплетаются, образовывая символическую двойственность. Обреченная на страдание душа поэта «заимствует» из внешнего мира явления, которые способны передать ее состояние. Страшная, безграничная тоска звучит в каждом слове стиха. «Дрожащая шея» лебедя «колышется в белой агонии», надежды больше нет, чтобы «запеть о крае овеянном мечтой и одетом в одеяние», так как «вокруг скука и ледяные миры».

Трагизм, характерный для героев ранней лирики поэта, сменяется здесь на мягкую, мудрую грусть. Перевод Николая Терещенко мастерски передает атмосферу стиха, его образность и логику структуры: • Бессмертный, волшебный, скажи, невиновный, ты • Ударами крыла сможешь ли разломить • Это озеро крепкое, где виднеется сквозь запруды • Прозрачных взлетов лед, в сиянии красоты? • Как лебедю в жизни этот сон победить? • Нет больше ему надежды запеть • О крае овеянном мечтой и одетом в одеяние, • Когда кругом скука и ледяные миры. • Дрожащая шея колышется в белой агонии, • Разбить бы пространство то, что в инее метели! • Но угнетает земля, и падает крыло. • Будто призрак, который застыл в блестящем порыве, • Одинокий лебедь укрыл свой ясный лоб • Презрения гордым сном в напрасном изгнании.

Владея особой духовной энергией, Малларме стремится придать поэзии магической значимости, достойной мироздания. Одиночество пробуждает у поэта пораженную гордость. Хотя лебедя, сковали «ледяные миры», он «укрыл свой ясный лоб презрения гордым сном в напрасном изгнании». Малларме провозглашает не презрение к окружению, а необратимость духовного восхождения и культуры. Сама поэзия французского метра символизма — это постоянное утверждение приоритета культуры, доказательство уничтожения материи силой духа.

В мировую литературу Стефан Малларме вошел как лирик, в творчестве которого отображено сознание французской интеллигенции накануне нового столетия, ее стремление возобновить утраченное единство художника с миром. Под влиянием эстетики Малларме формировалась поэтическая мысль многих поколений (Метерлинк, Аполлинер, В. Хлебников, Н. Гумилев, А. Ахматова и др.).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать