x x
menu

Анализ поэмы «К Мельпомене»

Какое расположение духа произведения вы ощутили? Грустную, тугую, возможно, светлую печаль по поводу быстротечности человеческой жизни на фоне вечной цикличности природы. Лишь природа может возрождаться к жизни, а человека, несмотря на ее богатство и происхождение, ожидает смерть, и этого никто не может изменить, даже боги. На фоне дыхания весны и ее бушевание, которым начинает ода, идет вздох автора: "Мы же... порохом, тенью стаем". А. Содомора пишет, что перевод этих строк, к сожалению, не передает звукового образа, который заложил в них Гораций: губные согласные латинского языка бухают у поэта, будто наступление могильщика. Эти контрасты лишь подчеркивают печаль автора по поводу слабости человека перед царством Аида.

Год, и час, да и миг, остаток милого дня, Советуют, бессмертие не жди. Неизвестно, сводят ли боги к час, которые прошли, прибавить частицу на следующий день? или Когда умрешь и когда над тобой во всем своим блеска Минос будет вершить суд Ни красноречие, ни род, ни набожность большая, Солнца не воротит тебе...

Итак, основной мысленным взором произведения есть то, что только природа способна возродиться к жизни снова, человек же не может возвратить время назад, какой бы знатной она не была - "бессмертия не жди", "мы же, когда канем туда... порохом, тенью стаем". Это стих, в котором нашел отображение не только художественное мастерство, а и высокий интеллект Горация.

Андрей Содомора, анализируя творчество поэта, делает ударение на раздвоенности его души, определенной двообразности. С одной стороны, на лоне природы он ищет согласия с самым собой, а с другого - в большом городе вынужден присматриваться к "краскам жизни". Ощущая эту мучительную раздвоенность, Гораций сам себя называет лебедем, Аполлоновой птицей, которая ширяет в поднебесье, и человеком, который должен оставаться на земле, чтобы вблизи видеть жизнь.

Как вы думаете, какой образ Горация преобладает в оде - лебедя, Аполлоновой птицы или приземленного человека? Этот вопрос предусматривает работу над художественными образами оды. Приземленный человек более характеризует материальное: власть, должность, деньги. Горация же влекли духовные сокровища - гармония с природой, наслаждение от ее созерцания или произведений искусства, мудрая и задушевная беседа. Художественные образа зеленой рощи, лугов, граций и нимф в прозрачной одежде, земли "в красной обнове", серпа месяца - все это свидетельствует о тонкой душе лирика - Аполлоновой птицы. Тема природы и одинокой жизни на лоне природы, которую ввел в европейскую литературу Гораций, тогда звучала как своеобразный протест против слишком политизованой жизни Рима.

О каком памятнике речь идет в оде? Римлянине стремились увековечить себя в материальной форме: они сооружали храмы, триумфальные арки, возводили мрамор, бронзу. Гораций же приходил к выводу, что вечное то, что живое в сознания людей: это духовное творчество, поэзия, мысль. Поэтому душа переживет столетие, это "лучшая частица" человека. Так Гораций делает вывод о высочестве духовного начало над материальным.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать