Анализ центральных образов романа «Война и мир» – О Наташе Ростовой

«Война и мир» — роман «многогеройный», т. е. в нем на первом плане не один, а пять центральных героев, представителей нескольких русских дворянских семей.

Дороги, которыми идут пятеро героев, различны. Но среди них можно выделить три варианта молодости. Во-первых, молодость Наташи и Николая Ростовых, отмеченная счастливой беззаботностью, рождающей безоглядное упоение «живой жизнью». Во-вторых, молодость князя Андрея и Пьера, которым свойственны напряженные поиски правды и смысла жизни. В-третьих, молодость княжны Марьи Болконской, живущей напряженным самопожертвованием, которое возведено ею в моральный принцип. О Наташе Ростовой В характере Наташи соединены две драгоценные человеческие черты: во-первых, дар интуитивного проникновения в души русских людей («она умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в манере матери, и во всяком русском человеке»); во-вторых, способность полного, безоглядного самоотречения ради другого или других людей (ради раненых солдат, ради семьи, ради раненого князя Андрея, позже — ради Пьера, ради детей). Интересно, что такое же полное эмоциональное самозабвение ради высших вне индивидуальных ценностей присуще в романе Кутузову, Каратаеву, русским солдатам, в целом народу, а также княжне Марье и Пьеру.

Толстой считает эту способность лучшей чертой русского национального характера. (Важно, что этот дар полного самозабвения почти никогда не дан князю Андрею). Такая безоглядная самоотдача связывает Наташу с русским народным началом. Не случайно ее страдания и радости повторяют страдания и радости русского народа. Защищая отечество, народ бросает свое имущество — и Наташа требует отдать подводы с имуществом для раненых.

Народ во время войны переживает трагедии утрат, разрушения и смерть близких — и Наташа, как и тысячи простых женщин, теряет в войне брата Петю, ухаживает за умирающим князем Андреем, и ей представляется, что страдания бесконечны. Но возрождается из пепла Москва — возрождается к жизни и Наташа. Через эту параллель — Наташа-народ — Толстой в немалой степени выразил главную мысль всего романа — «мысль народную». А через богатство интуиции своей героини Толстой показал богатство женского человеческого сердца, которое дополняет богатство человеческого разума, представленное в идейных и нравственных исканиях князя Андрея и Пьера. Эта безоглядная способность и готовность Наташи на немедленное самопожертвование проявляется и в ее отношении к любви. Для Наташи влюбленный в нее мужчина — это человек, просящий о помощи.

Не отозваться, не откликнуться на такую просьбу о помощи (просьбу-мольбу) для Наташи означает не помочь человеку, которому тяжело. Ее постоянная отзывчивость на любовное внимание к ней со стороны различных людей — это своеобразная форма помощи находящемуся в беде, это страстное желание облегчить человеку жизнь, смягчить его страдания. Поэтому Наташа в романе безоглядно влюбляется несколько раз: в Бориса Друбецкого, в Андрея Болконского, в Анатоля Курагина, в Пьера, в детей. Наташа переполнена любовью и стремится поделиться с другими переполняющей ее любовной нежностью, своим избытком любви.

Такая любовная отзывчивость для Наташи — единственный способ реализации себя как женщины и как личности. В ее страстном любовном ответе на просьбу о помощи оба начала в ней («духовно-личностное и природно-женское») сливаются и она обретает желанную цельность. Без возможности такой любовной самоотдачи Наташа гибнет. Вот почему она очень тяжело переживает целый год испытательного срока, который назначает ей Андрей. В этой постоянной жажде не брать, как Элен Курагина, а самозабвенно отдавать свою любовную энергию и заключается смысл слов Толстого: «Сущность ее жизни — любовь».

Образу Наташи принадлежит важная роль в раскрытии пафоса книги — мысли о свободном и добровольном единении людей. И Наташа действительно притягивает к себе окружающих. К ней с любовью относятся крепостные слуги, дворовые дядюшки, а также все центральные герои: Андрей и Пьер, Марья и Николай, Петя, мать и Василий Денисов.

К ней тянутся потому, что она дарит людям ощущение истинной жизни. Распутывая и просветляя все вокруг себя, она оживляет людей и создает открытую, волную и непринужденную атмосферу, которую можно назвать атмосферой полной свободы. Примером является оживление Наташей брата Николая после того, как он проиграл Долохову в карты 43 тыс. рублей и думал о самоубийстве. Эта безграничная Наташина свобода и является лейтмотивом ее образа. В этой Наташиной свободе — категорическое требование открытых, ясных, искренних человеческих отношений и непонимание всяких других отношений, основанных на искусственных предрассудках и запретах.

Примером является разговор Наташи с матерью о Борисе Друбецком. Мать просит Натащу отказать Борису в посещении их дома, если Наташа не собирается выходить за него замуж. Наташа удивлена: «Почему же обязательно замуж?

Мне хорошо и ему хорошо, поэтому пусть ходит просто так. Почему же нельзя просто так? ». Это вызывает недоумение у всех родных Наташи, опутанных устоявшимися представлениями о том, что если молодой человек приходит к девушке, то в нем обязательно нужно видеть жениха, будущего мужа.

Наташа своей непринужденностью разрушает эти представления и, освобождая людей от всего ложного, временного, объединяет их. Люди тянутся к тому, чего им не хватает, — к свободе, поэтому они тянутся к Наташе.

Но эпизод с Анатолем Курагиным, увлечение им Наташи показывает, что безграничная свобода имеет и свою оборотную сторону, т. е. безграничная свобода должна корректироваться не юридическим, а моральным законом — совестью.

А иначе безграничная свобода превращается в принцип «все дозволено». Интересно, что то, к чему с таким трудом пробивается князь Андрей и Пьер, Наташе известно изначально.

Как и люди из народа, она живет не рассудком, а естественным нравственным чувством, поэтому приход Андрея и Пьера к Наташе был для них и приходом к народу. Князя Андрея трудно представить окруженного детьми и пеленками: он мыслит себя человеком исключительным, он выше такой прозы жизни, и поэтому жизнь вычеркивает его из своих списков. А Наташа оттого и центр книги, что она одновременно и проза, и поэзия жизни. Наташа — воспроизводящая себя одухотворенная природа. Ее образом Толстой учит видеть, находить и ценить прекрасное в обыкновенном, великое — в простом, поэтическое — в прозаическом, духовное — в земном!

Равнодушная к политике и к интеллектуальным интересам, Наташа — словно олицетворенный ответ на все вопросы и живое их разрешение. В ней содержится природный талант. Знаменательна эволюция Наташи в романе: в первом томе (1805 г. ) она показана девочкой, во втором томе (1807 г.) — девушкой, в третьем томе (1809—1812 гг.) — невестой, в четвертом томе (1812 г.) — женой, в Эпилоге (1819 г.

) — матерью. В отличие от внутренне неподвижной Сони, Наташа, проходящая такой большой жизненный путь и так сильно изменяющаяся во времени, является выразительницей идеи движения, фундаментальной идеи для Толстого, считающего, что «Истина — в движении».

Если раньше, до разрыва с князем Андреем, Наташа жила беззаботно по принципам «все можно» и «а если я хочу? », то после разрыва с Болконским у Наташи появляется сознание своей вины и страстная жажда самопожертвования, выражающая продвижение героини к духовной зрелости. Вспомним посещение ею церкви и сближение с княжной Марьей: «Наташа, прежде со спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанною с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни». В самом конце четвертого тома Наташа говорит с Марьей о предстоящем отъезде Пьера в Петербург: «Только для чего же в Петербург! — и вдруг сама же поспешила ответить себе. — Нет, это так надо... Да...

Так надо...». Эти последние два слова как бы по контрасту сцеплены с прежним Наташиным «все можно». В этом преодолении Наташей своего полудетского своеволия и проявляется нарастание в ней духовной зрелости и ответственности человека, который умеет повиноваться требованиям жизни. Образ Наташи в Эпилоге остро полемичен. Наташа настолько с головой погружена в заботы о детях, что перестает следить за своей одеждой и даже утрачивает прежнее обаяние.

За это Толстого упрекали в том, что, сведя Наташу до уровня «лишь» матери, он унижает женщину. Но именно такую Наташу, забывающую о своем внешнем виде, Толстой особенно любит и особенно поэтизирует. Он здесь спорит с публицистами-шестидесятниками по «женскому вопросу», в котором у них была «детская болезнь левизны», доходящая до отрицания необходимости семьи и материнства. В этой полемике, защищая идеи семьи, Толстой утверждал право на уважение материнства. К тому же в начале XIX века для женщины из средне-дворянского круга единственным поприщем, на котором она могла проявить себя, была семья. Критики Толстого забывали, что Наташа — женщина не 60-х гг., а начала XIX в.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент