Аналитическое исследование стихов Поля Верлена и Артюра Рембо

  • Я осознал себя поэтом. Это не моя вина.
  • Ошибкой было бы говорить: я думаю.
  • Нужно лучше сказать: меня думает...
  • Я есть кто-то другой. Тем хуже куску деревья, как он понимает,
  • Что он - скрипка...
  • А. Рембо

Ход урока

I.             Организационный момент.

II.            Мотивация учебной деятельности.

Учитель. «Я осознал себя поэтом. Это не моя вина. Ошибкой было бы говорить: я думаю. Нужно лучше сказать: меня думает... Я есть кто-то другой. Тем хуже куску дерева, как он понимает, что он - скрипка...» - писал о себе Артюр Рембо (обращение к эпиграфу урока). Через эксперименты, часто опасные, страдание, мучения творчества он стал таки «скрипкой», правда, совсем ненадолго. В унисон с ним создавал и его старший товарищ Поль Верлен. Настоящая слава пришла к ним уже после смерти, и тысячи приверженцев,- как поэтов, так и читателей,- удивились новизне и таинственной, многозначной красоте поэтического слова. Попробуем и мы погрузиться в этот неповторимый мир поэзии символистов.

III.           Объявление темы и цели урока

IV.           Развитие речи

1.             Выступления учеников с сообщениями о французской поэзии символистов («От П. Верлена до А. Рембо»).

2.             Выразительное чтение поэзии «Осенняя песня» П. Верлена (в разных переводах)

3.             Сравнение прочитанных произведений, высказывание своей мысли с аргументацией «мое ощущение», потом «мое понимание»; анализ поэзии

4.             Эвристическая беседа

♦             Какое впечатление оказала на вас поэзия?

♦             С чем ассоциируется у поэта осень? Почему?

♦             Какое настроение передано в «Осенней песне»?

♦             Определите цвета, звуки осени и душевные состояния лирического героя.

5.             Промежуточные итоги.

Учитель. Осень для поэта - не только печальная пора года, замирание, засыпание природы, но и символ человеческой зрелости, преддверие старости, когда утехой и утешением становятся воспоминания. Часы, которые звонит, символизирует беспрерывный бег времени.

П. Верлен изображает в стихе не просто осенний пейзаж, а передает свое настроение, чувство, ощущение, создавая «пейзаж души», т.е. внутреннее состояние лирического героя в определенный момент жизни.

6.             Выразительное чтение стихов П. Верлена «Сентиментальная прогулка» и «Сентиментальный разговор».

Сентиментальная прогулка

Закат дотлевало. Багровели тучи,

Где рыдало отчаяние в тоскующих криках сойки,

Где плыли сычей жалостливые вскрики.

Между преклонных верб, где бродил один

Я со своим сожалением, не считал часов...

И ввалилась ночь, и потухли тучи,

Мгла обвила белые ненюфарф,

Только над прудом, между камышей,

Ветерок печальный потихоньку шуршал.

Перевод Н. Лукаша

 

Сентиментальный разговор.

В старом саду среди ночной мглы

Две фигуры неуверенно прошли.

У них зрение потухло, уста у них осунулись

И едва слышно голоса звенели.

В старом саду, в зимнюю ночь печальную

Два призрака будили давность.

Ты вспоминаешь, как мы когда-то любились?

Зачем нам те воспоминания понадобились?

Видишь ли ты и теперь меня во сне?

Рвешься ли сердцем ты ко мне? -

Нет. Как мы когда-то вдвоем жили счастливо, Сливая сердца и уста! -

Возможно. Где синь неб, где сияние надежд?

Надежды те исчезли в тьме густой.

Так шли они в ночь зимнюю,

И только месяц слышал чудной разговор.

Перевод Н. Лукаша

«Культ впечатления», ощущение; художественный образ строится на недомолвках и намеках (почему «печаль кровавая», «рыдало отчаяние» и др.); фрагментарность, этюдность; музыкальность, лиризм, метафоричность («ввалившаяся ночь», «потухли тучи», «ветерок печальный». Образы-Символы (зима, тьма, ночь — символы небытия); «соответствие» и аналогии между явлениями предметно-чувствительного и духовного миров на основе мистического единства всего сущего ( «два призрака будили давность»)/

8. Выразительное чтение стиха А. Рембо «Моя циганерия».

Моя Циганерия

Руками по карманам ощупывая дыры

И локтями светя, я фертиком шел,

Так как с неба сияла Муза!

Ее я ленник верный, Вот себе роскошную придумывал любовь!

Штаны в ничто стерты? И по колено море!

Ведь котигорошку лишь рифмы в голове.

Как кукушечьи куры, сокочут в небе звезды,

А под Чумацким Возом - банкеты даровые.

Рассевшись при дороге, то гомон лелею,

Роса на меня упала, а я себе хмелею,

Так как сентябрьский вечер - словно вино густое.

И все пишу стихи, свернувшись в калачик.

Будто струны лиры - тени (их купаю, как мячик).

Штиблеты каши просят? Это ерунда!

Перевод В. Стуса.

9. Обмен впечатлениями от прочитанного.

Как вы поняли содержание стиха? Какое его настроение? Как изображены в произведении картины природы?

Приведите примеры художественных средств (метафор, риторических вопросов, эпитетов и др.).

10.           Словарная работа.

Циганерия в переводе означает «богема», человек богемы; фертом идти - бодро, беззаботно; ленник - вассал, подчиненный.

11.           Промежуточные итоги.

Учитель. В стихе «Моя циганерия» А. Рембо изобразил поэтический способ своей жизни. Смелый и безответственный юноша, гений и «фертик», которому «по колено море», с дырками в карманах (т.е. без денег), а в голове «лишь рифмы», странствует без цели. Голод и холод его не смущают, у него есть высшее для поэта счастья - хмелеть от «сентябрьского вечера» и «писать стихи, свернувшись в калачик». Небо для него - как хозяйство у хорошего крестьянина, так как «как кукушечьи куры, сокочут в небе звезды». Его наибольшая любовь - Муза, которой он и раб, и властитель.

V. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Учитель. Соедините приведенные цитаты из произведений П. Верлена и А. Рембо с художественными средствами, которым отвечают цитаты.

VI.           Домашняя задача.

Подготовиться к контрольной работе.

VII.         Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

Больше всего мне запомнилась мысль (строки)...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент