x x
menu

Аллегорически-моральное содержание сюжета драмы «Визит старой дамы»

В эссе "Проблемы театра" Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее удачной формой для освещения конфликтов современности является трагикомедия. Гротескные  преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы присущие трагикомедии, позволяют, по его мнению, изобразить не только настоящую природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости. "Гротеск - одна из широких возможностей быть точным," - говорил он. Итак, неслучайно его наилучшая пьеса "Визит старой дамы" написана именно в таком жанре. Многие писатели в своих произведениях старались раскрыть причины преобразования обычного человека в убийцу. Но тяжело назвать хотя бы одно произведение, где это происходит не с одним человеком, а сразу со всеми жителями целого города. Ф. Дюрренматт в своей пьесе старается понять саму способность людей принимать преступление как норму, раскрывает социальные и психологические причины, которые объясняют инертность или открытое содействие злу.

"Мы присутствовали при одном из крупнейших социальных экспериментов нашей эпохи", - говорит радиокомментатор в пьесе. Сюжет пьесы разворачивается вокруг события, действительно весьма похожего на эксперимент: в небольшой город Гюллен приезжает старая и очень богатая дама, которая предлагает подарить городу миллиард за убийство бывшего любовника. Когда-то Иль (имена героев в разных переводах не совпадают: "Иль" в другом варианте "Илл", Клэр Цаханесян - Клара Цаханасьян) предал Клэр Цаханасян и отказался от отцовства, купил за литр водки двух лжесвидетелей, не догадываясь, что наказание может настигнуть его через много лет.

Но настоящий конфликт пьесы не в этой истории любви, а в том, как именно и почему жители Гюллена соглашаются совершить убийство. Клэр выступает в роли катализатора конфликта между обществом и личностью. Гюллен - маленький городок, который находится в состоянии упадка. Даже поезда по обыкновению не останавливаются на станции, но жители помнят о лучших временах, когда Гюллен был "одним из первых в стране" и даже "в Европе". В этом городе живут обычные люди. В авторском комментарии к пьесе Дюрренматт умышленно делал ударение на том, что "они именно такие, как и мы". Клэр, уверена, что за деньги можно купить все что угодно, обещает подарить миллиард за убийство Иля.

Сначала бургомистр делает вид, что предложение его привело в негодование ("Лучше быть нищим, чем палачом"), другие люди или не воспринимают ситуацию серьезно, или почти искренне протестуют против преступления. Но со временем отношение к будущему событию постепенно меняется. Показным является изменение отношение учителя, который сначала осуждает действия Клер, но постепенно становится одним из активнейших участников преступления, так как "соблазн весьма большой, а наша бедность весьма горька". Но он, в отличие от других, хотя бы понимает, что творится именно преступление - большинство обманывает сами себя, пытаясь найти моральные оправдание убийства.

Дескать, убить Иля надо для подъема общей нравственности, восстановления справедливости и т.п. Конечно, настоящий причиной являются обещанные деньги. Никто не замечает собственного лицемерия. Создается впечатление, что достаточно нескольких демагогических заявлений - и оправдать можно все что угодно. "Умер от радостей," - утверждает бургомистр после того, как толпа набросилась на Иля. Именно толпа: убивают Иля все вместе.  "Однако нет ничего ужаснее бедности, так как в ней нет благородства" - уверяет хор в финале. Бедность материальная дополняется у обывателей бедностью морали, или вообще души.

Даже Иль, который отнюдь не был порядочным человеком, на общем фоне становится похожим на героя перед финалом пьесы. Что ужаснее: выдвинутое Клэр условие или такое "оправданное" убийство? Прямо этот вопрос не ставится, но ход событий пьесы намекает на то, что хуже  - это само оправдание преступления перед его осуществлением, так как оно потенциально открывает возможности новым подобным преступлениям и даже большим. У Клэр были личные причины для мести, жители Гюллена просто продали за деньги свои принципы.

Но снова в комментарии к пьесе Дюрренматт подчеркивает: "Эти люди тоже не злодеи", они просто слабы духом, они легкомысленные, верят, что "все пройдет". Итак, объектом осуждения автора были не отдельные уступки подобных людей, а сам принцип эгоистического равнодушного отношения к справедливости. Можно добавить, что большинство масштабных преступлений в реальной жизни, если внимательнее присмотреться, осуществляется по похожему принципу: кто-то первым дает "моральное" оправдание, кто-то просто устраняется от решения моральной проблемы, а в результате все становятся соучастниками (не имеет значения - активными или пассивными).

Это делает содержание пьесы аллегорическим: в ней речь идет не только о конкретном убийстве, а о механизмах, которые заставляют обычных людей незаметно для самих себя становится сообщником любых преступлений. Бедность и унижение с одной стороны, соблазн - с другой, а результат: преступление совершенно, и еще одно вранье получило право на жизнь. Выводя убийства за пределы отдельного конфликта между отдельными лицами, Ф. Дюрренматт заставляет нас задуматься, в том числе и над природой собственных поступков.

Практически каждый из жителей Гюллена имел возможность действительности выступить за законность, но этого не произошло. Они получили свои деньги, но потеряли кое-что большее: совесть и душу. Преступление влечет за собой другой преступление, за которое придется отвечать, отныне к каждому может прийти такая старая дама. Не следует ли когда-нибудь положить конец молчаливому соучастию в преступлениях?

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать