Александр Олесь «Начала Киева», «Аскольд и Дир»

Цель: углубить знания учеников о творчестве известного украинского писателя Александра Олеся; рассмотреть его поэзии «Начала Киева» и «Аскольд и Дир»; совершенствовать умение учеников выразительно читать поэзии, составлять устные рассказы о древнерусских князьях; воспитывать интерес к историческому прошлому нашего государства.

Тип урока:      урок усвоения знаний.

Оборудование: учебник-хрестоматия, карта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

•1.     Вступительное слово учителя.

•2.     Задача к классу.

 

  • 1) Выразительно прочитать поэзию Александра Олеся «Наши предки-славяне».
  • 2) Какими коллективами жили славяне? Найдите в тексте строки, которые подтверждают вашу мысль.
  • 3) Найдите строки, в которых описаны руководители славян.
  • 4) Что такое вече, его роль у славян?
  • 5) Как славяне боролись против врагов, найдите эти строки в тексте.
  • 6) Какие обычаи были у славян? Как об этом рассказывает писатель?

3. Мотивация оценок учеников.

III. Восприятие и усвоение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Дети, для лучшего понимания поэзии «Начала Киева» нам нужно вспомнить произведение, которое мы учили и где также говорится об учреждении Киева. Прошу вас вспомнить это произведение.

•2.   Выразительное комментируемое чтение учителем поэзии «Начала Киева».

•3.   Объяснение непонятных слов.

•4.   Выразительное осмысленное чтение поэзии учениками.

•5.   Устное рисование.

Устно нарисуйте картину, которая возникает в вашем воображении, подтвердите ваши рассказы текстом.

6. Слово учителя.

Дети, а сейчас мы рассмотрим еще одну поэзию Александра Олеся - «Аскольд и Дир». Что вы знаете из истории Украины об этих воинах?

7. Ответы учеников.

Мы знаем, что Аскольд и Дир - потомки Киевичей. Из летописей известно, что Аскольд прославился своими храбрыми походами против могущественной Византии. Князь Аскольд был христианином, заботился о распространении христианской веры среди русичей-язычников. Часть влиятельных военачальников-язычников из Аскольдовой дружины совершили против князя мятеж и убили его. Аскольдова могила и по сей день есть в Киеве. После Аскольда начал править в Киеве князь Олег.

•8.   Выразительное комментируемое чтение поэзии «Аскольд и Дир» учителем.

•9.   Чтение поэзии учениками, объяснение непонятных слов.

 

•10.     Просмотр по карте пути Аскольда и Дира в Киев.

•11.     Ответы на вопросы учителя, работа с текстом.

 

  • 1) Какими чертами характера наделяет автор Аскольда и Дира? Подтвердите свои мысли отрывками из текста.
  • 2) Какими моральными качествами заслужили Аскольд и Дир уважение киевлян?
  • 3) В чем заключалась помощь Аскольда и Дира киевлянам?
  • 4) Какой признак поэтического языка помогает нам так легко читать стихи?

IV. Выводы урока

Дети! На сегодняшнем уроке мы углубили свои знания о творчестве Александра Олеся. Мы еще раз убедились, что прошлое нашего государства заслуживает нашего внимания, так как тот человек, который не знает прошлого своего народа, не достоин будущего.

Комментирование и выставление оценок.

V. Домашняя задача

Повторить определение стихотворного ритма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент