x x
menu

А. С. Пушкин – неутомимый просветитель народов России

Сознавая, что большинство русских людей безграмотно, он относился к ним с глубоким уважением.  Человек безграмотный, - писал поэт, - не есть урод и не находится вне вечных законов природы»  Его серьезно беспокоила безграмотность народа. А.С.Пушкин утверждал, что наука и образование - непременное условие развития человеческой цивилизации, ее духовного обогащения.  Образование будит мысль», - подчеркивал поэт. Он искренне радовался появлению в России новых букварей и школьных учебников. В статье, посвященной критическому анализу альманаха «Денница», он обратил внимание читателей на то, что в 1829 году учебных книг разошлось почти на треть больше, чем в 1828 г.  Ученые и писатели, какого б рода они не были, - указал в статье «Отрывки из писем, мысли и замечания», - всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности.

Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить все выстрелы и все невзгоды, все опасности.» В ноябре 1826 года по распоряжению царя Николая I А.С.Пушкин написал записку  О народном восстании». Поводом для разработки этой записки явились революционные события 1825 года. Предложения А.С.Пушкина, его рассуждения о роли восстания в обществе были отвергнуты Николаем I. А 23 декабря 1826 года шеф жандармов Бенкендорф известил поэта о том, что царь, ознакомившись с его мыслями, изволил заметить, что принятое им правило, будто бы просвещение и гений служат основанием совершенства,  есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти и подвергшее в оную число молодых людей. Нравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. На сих-то началах должно быть основано благонаправленное воспитание»

Что же писал А.С.Пушкин в указанной записке, и что, мягко говоря, не понравилось царю? Прежде всего, поэт выразил сочувствие декабристам.  Вероятно, - писал он, - родственники и друзья погибших со временем успокоятся, поймут их.» Далее поэт говорит о том, что не образование, а чины сделались страстью, тогда как надо увлечь все юношество в общественные заведения,  должно его там удержать, дать ему время перекипеть, обогатиться познаниями, созреть в тишине училищ, а не в шумной праздности казарм.»  ...Отсутствие воспитания, - утверждает А.С.Пушкин, - есть корень всякого зла»

Поэт резко отрицательно относится увлечению дворянства домашним образованием и воспитанием детей, считая их безнравственными. В барской усадьбе ребенок видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о взаимоотношениях людей, о справедливости, об истинной чести. Его образование ограничивается знанием начальных основ наук, двух - трех иностранных языков, преподаваемых нанятым учителем. Ненамного лучше организовано обучение и воспитание детей в частных пансионах. Главный путь, по мнению А.С.Пушкина, - это развитие сети общественных и государственных учебных заведений. Он поддерживает так называемые «ланкастерские» школы как составной элемент военного образования, ратует, далее, за расширение сети гимназий, лицеев, пансионов при университетах с продлением срока обучения. И, наконец, считает необходимым особо рассмотреть работу духовных семинарий.

А.С.Пушкин выступил против запретительных мер в отношении обучения молодежи в зарубежных учебных заведениях. Он считал, что обучение в них, несмотря на все неудобства для русских студентов, менее вредно, чем патриархальное воспитание и обучение в дворянских семьях. В произведения и статьях А.С.Пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей, предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании детей и юношества.

Вместе с тем поэт говорил, что описывать человеческие слабости, заблуждения и страсти не есть безнравственность, как анатомическое вскрытие не есть убийство. Непременным качеством нравственности он считал совесть - когтистого зверя, скребущего сердце. Поэт в своих произведениях высмеивал тех, кто объявляет себя патриотами на том основании, что любит ботвинью, а его дети бегают в красных рубашках. Он призывал изучать историю своего отечества, ибо, по его мнению, только невежественные люди не уважают прошлого. А.С.Пушкин писал:  Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...»

Неуважение к предкам он считал первым признаком безнравственности. А.С.Пушкин исключительно высоко ценил фундаментальную книгу Н.М.Карамзина «История государства Российского», которая для русских людей той поры явилась настоящим открытием. «Древняя Россия, как оказалось, - писал поэт, - найдена Карамзиным как Америка Колумбом.» Пушкин негодовал, что почти никто не сказал «спасибо» писателю, посвятившему двенадцать лет напряженной работе с книгой. А.С.Пушкин - создатель и неутомимый пропагандист русского литературного языка и русской классический литературы. Он звал «глаголом жечь сердца людей». Его девизом было следующее изречение: «Чтение - вот лучшее учение». При этом поэт считал, что чтение должно быть выборочным, продуманным, последовательным, а не беспорядочным, эпизодическим, случайным.

Будучи прекрасным языковедом, А.С.Пушкин утверждал, что славяно- русский язык, как материал словесности, имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. Он завещал учиться языку у народа, у простых людей, у «московской просвирни». Поэт внес неоценимый вклад в совершенствование грамматического строя русского языка. «Грамматика, - писал он, - не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». Поэт многое сделал для изучения и распространения старинных песен, сказок, былин, пословиц и поговорок. А.С.Пушкин выступил против пренебрежительного отношения дворян к русскому языку и их увлечением французским. Он ратовал за хорошие переводы зарубежных изданий на русский язык, называя переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Поэт с сарказмом говорил о тех «образованных» людях, которые в письменной речи допускали элементарные грамматические ошибки.

Даже писателям он рекомендовал чаще обращаться к словарю, изданному Российской академией. А.С.Пушкину принадлежит ряд высказываний об истории просвещения и о педагогической мысли в России. Он писал об огромной роли России в предотвращении разрушительных действий в области просвещения и культуры, чинимых татаро-монгольскими завоевателями. Татары, указывал поэт, не мавры. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля. Растерзанная Россия спасла просвещение стран Западной Европы, а последние по отношению к ней были неблагодарны. Анализируя состояние просвещения в России в период татарского ига, А.С.Пушкин положительно оценил деятельность русской церкви: «Духовенство, пощаженное удивительной смелостью татар, одно - в течение двух мрачных столетий - питало бледные искры византийской образованности».

Царь Борис (драма «Борис Годунов») говорит сыну Федору: «Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! Как с облаков ты можешь обозреть все царство вдруг: границы, грады, реки. Учись, мой сын: наука сокращает нам опыт быстротекущей жизни...» А.С.Пушкин показал чрезвычайно ограниченный круг знаний, которые получали молодые аристократы типа Онегина. Евгений «по-французски изъяснялся, легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно. Свет решил, что он умен и очень мил». Из произведений А.С.Пушкина мы получаем представление о том, где учились и воспитывались дворянские дети.

В записке «О народном воспитании», составленной в 1826 году, Пушкин писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальной основой всех наук, преподаваемых каким-нибудь учителем».

Русский язык, словесность и историю, а также танцы, верховую езду и фехтование преподавали специальные учителя, которых приглашали «по билетам» - учитель сменил гувернера. Претендентами на учительские места в России были, главным образом, мелкие жулики и авантюристы, актеры, парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий. После революции за границами Франции оказались тысячи аристократов-эмигрантов, так и возник новый тип учителя - француза. Альтернативой домашнему воспитанию, дорогому и малоудовлетворительному были частные пансионы и государственные училища.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать