x x
menu

А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда», «Человек в футляре»

Цель: расширить круг читательских интересов школьников, заинтересовать жизнью и творчеством писателя; развивать навыки самостоятельного чтения и анализа художественных произведений, высказывание о них своей мысли; воспитывать культуру чтения, эстетичные вкусы, лучшие моральные качества.

Оборудование: портрет писателя, выставка его произведений, иллюстрации к ним.

Тип урока: беседа по внеклассному чтению.

Ход урока

I.             Организационный момент.

II.            Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Ныне много кто предоставляет преимущество просмотру кинофильмов по телевидению, в Интернете, а не чтению обычных книг, считая, что кинофильм (или телепередача) являются равноценной заменой книги, по которой он снят (или о которой рассказывается). На самом деле, просматривая кинофильмы и телепередачи, мы воспринимаем информацию лишь визуально. Книга требует от читателя работы мысли, души, дает возможность перечитать отрывки, задуматься над страницами, которые чем-то заинтересовали. Точное, красивое художественное слово приносит читателю возможность получить эстетичное наслаждение. Рассказ А. П. Чехова, которые мы сегодня будем рассматривать, принадлежат к лучшим художественным произведениям не только русской, но и мировой литературы.

III.           Объявление темы и цели урока.

IV.           Беседа по внеклассному чтению.

1.             Выяснение с помощью анкет (или библиотечных формуляров) читательских интересов школьников. Комментирование учителем.

2.             Слово учителя.

Учитель. Нередко можно услышать: «Ничего не могу с собой поделать: у меня такой характер!». Когда Ольга Леонардовна, жена Чехова, написала ему, что у него уступчивый, мягкий характер, Антон Павлович ответил: «Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я зажигательный и др., но я привык сдерживать себя, так как распускать себя порядочному человеку не годится...». Есть чеховская школа в литературе. Есть и другая чеховская школа - школа морального воспитания. Обе они очень важные для нас. И об этом будет идти речь сегодня на уроке.

3.             Заслушивание ученического сообщения о А. П. Чехове, демонстрация иллюстративных материалов.

Много писем А. П. Чехова доступны широкой массе. И они интересны не менее, чем его произведения, ведь помогают лучше понять личность талантливого писателя, близкой к идеалу интеллигентного человека.

«Воспитанные люди,- писал А. П. Чехов,- по моему мнению, должны отвечать таким требованиям:

1)            они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительные, мягкие, вежливые, уступчивые…

2)            они сочувственные не к одним только нищим и кошкам. Они болеют и за то, чего не увидишь обычным глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют со скуки и ночи не спят из-за того, что они редко видят Петра (а если и видят, то пьяным), то он поспешит к ним и покинет водку...

3)            они уважают чужую собственность, а потому и платят долги…

4)            они искренние и боятся вранья, как огня. Не обманывают даже в мелочах. Вранье обидное для слушателя...

5)            они не унижают себя, чтобы вызвать у другого человека сочувствия…

6)            они не тщеславные…Даже Крылов сказал, что пустую бочку больше слышно, чем полную... и др. Чтобы быть воспитанным и не стоять ниже уровня сэра, к которому попал, недостаточно прочитать только Пиквика и заучить монолог из Фауста... Здесь нужны беспрерывные дневная и ночная работа, вечное чтение, штудирование, воля... Здесь дорог каждый час...».

4.             Слово учителя.

Прокомментируйте такие высказывания Чехова: «Цель моя — убить сразу двух зайцев: правдиво изобразить жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь отвергается от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь - мы не знаем»; «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

5.             Эвристическая беседа по рассказу А. Чехова «Скрипка Ротшильда».

Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Чехова «Скрипка Ротшильда»?

Над чем заставил задуматься образ главного героя произведения Якова Бронзы?

Какие проблемы поднимает автор в произведении?

Являются ли они актуальными в наше время?

6. Наблюдение над текстом художественного произведения.

Найдите в произведении детали, которые дают представление о внешнем виде главного героя («Запотевало и багровело лицо», «лицо у него было багровое и мокрое от пота», «сурово и насмешливо глянул», «надел очки» и др.).

Кем был Яков Бронза? Опишите его помещение, образ жизни, семью.

Почему жители городка дали главному герою такое прозвище?

Как Бронза относился к своей работе, чем увлекался, кроме нее?

Какую фразу, которая выражала смысл жизни и главные хлопоты героя, он часто повторял? («А какой же это ущерб!»).

Как герой относился к своей жене, как воспринял ее смерть?

Какой изображена героиня произведения Марфа Ивановна? Найдите детали портрета, определите по ним черты ее характера. («Лицо бледное, боязливое и несчастное», «сгорбленная и худая, и остроносая, с открытым ртом, похожа в профиль на птицу, которой хочется пить», «с боязливым, заботливым выражением», «несчастное Марфино лицо» и др.).

Пятьдесят два года жизни Марфы вместе с мужем автор описывает одним предложениям. О чем это свидетельствует?

Над чем задумывается герой в конце произведения, что изменяет его душу? Объясните название произведения.

7.             Работа в парах.

Составьте мысленный диалог Якова-Гробовщика и Якова-Творца, музыканта.

8.             Аналитическое комментирование.

Прокомментируйте выражение античного философа Сенеки: «Жизни человеческая ценится не по ее продолжительностью, а по смыслу. Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил». Как эти

слова перекликаются с главной мыслью рассказа А. Чехова «Скрипка Ротшильда»?

Назовите «литературных братьев» Якова Бронзы. (Гобсек, Скрудж и др.).

9.             Промежуточный итог.

Учитель (или ученики). Каждый человек задумывается над смыслом жизни и разрешает этот вопрос по-своему. Герой с ужасом сознает, что его жизнь прошла напрасно, что за подсчетами ущерба и «прибылей» он не ощутил ни любви, ни радости отцовства, ни дружбы, ни уважения или сочувствия. Вместе с автором он с горечью думает: «Почему на этом свете так устроено, что жизнь, которая дается человека единственный раз, проходит без пользы?» И приобщает к этим раздумьям нас, читателей.

10.           Сообщение ученика об истории написания рассказа А. Чехова «Человек в футляре».

11.           Эвристическая беседа по рассказу А. Чехова «Человек в футляре».

Какое впечатление оказал на вас рассказ Чехова «Человек в футляре»?

О чем это произведение? Как вы поняли название произведения?

Кто является главным героем рассказа? Какие чувства он у вас вызывает?

Кто является героем-рассказчиком?

Найдите описание внешности Беликова и прокомментируйте его. Определите, какой художественный прием использует при этом автор. («...Всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и обязательно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле... и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый ворот... Одним словом, у этого человека было постоянное и непреодолимое стремление... создать себе, так сказать, футляр, который бы уединил его, защитил бы от внешних влияний... и давние языки, которые он излагал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, с помощью которых он прятался от действительности». Образ Беликова имеет гротескно-аллегорические черты. Он олицетворяет собой закостенение, омертвение индивидуальности, почти полное исчезновение человеческих чувств).

12.           Наблюдение за текстом художественного произведения.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать