Цель: ознакомить школьников с биографией А. Крымского, проанализировать его поэтическое произведение, охарактеризовать образ лирического героя, дать определение идиллии; развивать культуру связной речи, память, творческое воображение, умение грамотно высказывать свои мысли, чувства, впечатления; формировать кругозор школьников; воспитывать почтительное отношение к творчеству А. Крымского, к такому искреннему чувству, как любовь, которая является стимулом жизни каждого человека.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет А. Крымского, библиотечка его произведений, грамзапись песен о любви; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами.
- Что такое любовь? Кого вы любите? В чем это проявляется?
- Объясните поговорку «От любви до ненависти один шаг».
- Какие книги, фильмы, спектакли о любви вам известны? Чем они поразили вас?
- Имеет ли любовь определенные обязательства? Какая атмосфера властвует в вашей семье?
- Почему счастливыми считают тех людей, которые пылко любят друг друга?
- Бывает ли любовь постоянной? От чего это зависит?
- III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.
- IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
А. Крымский... поэт, ученый, общественный деятель,
что всем естеством народу принадлежит.
П. Тычина.
Так как знаю я сердце, что все мои боли
излечит любовью.
А. Крымский.
3. Теория литературы. Понятие об идиллии, эпитете.
3.1.Идиллия (гр.— изображение, рисунок) — небольшое поэтическое произведение, которое изображает легкую, беззаботную жизнь, веселое проведение времени на лоне природы. Этот жанр зародился в античной поэзии.
3.2.Эпитет (гр.— прикладное, дополнение, прозвище) — поэтический троп: художественное определение, точная характеристика лица, предмета или явления, которые помогают наглядно вообразить эти явления, ощутить отношение автора к ним, вызывая у читателя определенную их отрицательную или положительную оценку: глаза девичьи, зеленая роща, звонкая песня, супостат озверелый.
4. Обработка произведения А. Крымского «Святая любовь».
4.1.Выразительное чтение поэтического произведения.
4.2. Тема: воспроизведение искренних чувств влюбленного лирического героя, которые являются его смыслом жизни.
4.3. Идея: возвеличивание стремления человека любить, поскольку любовь исцеляет его, бодрит, делает счастливым.
4.4. Основная мысль:
а) человек без любви не живет, а существует;
б) «Так как знаю я сердце, что все мои боли
исцелятся любовью».
4.5. Жанр: идиллия, любовная поэзия.
4.6. Композиция. Поэтическое произведение содержит 8 разделов (ХІ, ХV (а, б, в, г, д, е), ХVІ, ХVІІ,
ХVІІІ (серенада), ХІХ (с Гете), ХХ (Испанский романс), ХХІ), которые объединены между собой темой любви. В них лирический герой акцентирует внимание на том, что сама любовь сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
4.7. Художественные особенности идиллии. Эпитеты: «святая любовь», «благородные ощущения», «пьяные думы», «раны душевные», «белоснежная грудь», «сладкие мечты», «густой, развесистый лес», «склоненные березки», «серебряный туман», «горячий шепот».
Повторы: «Выходи, выходи...», «И жду... жду», «Я жду, я жду...», «Неужели же...».
Сравнение: «Я, будто гимназист, который впервые влюбился».
Метафоры: «затемняется ум», «соскучился цветок», «любовь работу останавливает», «душа польется», «засияет любовь», «волна идет», «льется месяц», ветерок не шелестит», «ладан капотит», «волна фонтанирует... плещет и бринчит», «тень шелестит», «сердцем слышу», «пьянел сад», «лукаво шелестели пальмы».
Риторические оклики:
«Да! Только божество случайно такое блаженное!»;
«От любви я святой... святая моя любовь!»;
«Есть тысячи! Стыдился бы!»;
«И нет! Я задумался
О, ласкаю свою!»;
«Мой край!..»;
«Так пишут школьники... А что же делать:
Я снова ребенок!
Рефлексия, скрывайся! так как время - радоваться:
Такой час!»;
«Гей, венок,
Кудрявый от цветов!»;
«Море, играй!»;
«Я жду, я жду тебя!»;
«Заждался я, седая Горпинка!
Выходи, выходи!»;
«И жду, Фиалка, жду!»;
«Я из такой ночи пью!»;
«Сколько тихой отрады
В душу ластится мою!»; «Ну, и чего бы еще желать!»; «Да! Сие ты, моя гитана!»; «Сердцем слышу я!»; «О! упади же мне на руки Милая моя!..».
Риторические вопросы:
«Чтобы имел такие, как я, благородные ощущения?»; «Что же творится со мной?»; «Я в аду или в раю?»; «Неужели же таки правда Меня любишь ты?»; «Неужели же на свете судьбу я смог таки найти?»; «Надо ли рассказывать повесть любви Мойго и Зои?»; «Не тень ли там тайно Едва шелестит?!».
4.8. Обсуждение содержания поэтического произведения с вопросами.
• Как автор произведения характеризует своего лирического героя?
(И где же на свете кто-то другой, кроме меня, Чтобы имел такие, как я, благородные ощущения?)
• Что говорит герой о первой любви?
(А я, будто гимназист, который впервые влюбился, С пафосом пишу наивно-искренние стихи).
• Что происходит с героем, когда его проняли любовные чувства?
(И весело и страшно... И радость, и печаль... Затемняется ум Из всяких пьяных дум).
• Чем объяснить отношение соловушки ко ржи и терновнику?
(Любил бы он мальву,
А возле любовницы он даже не видел
Терновник непригодный).
• При каких обстоятельствах герой считает себя царем неба?
(Я же знаю: ты любишь,- И я - царь неба).
• Почему любимый приходил в ужас любви?
(...Думал, что любовь Нам работу останавливает).
• Что было стимулом в любви?
(Тебя же я люблю, а слышу, что у меня Потяжелели руки,
Еще больше душа моя польется к свету Знаний и науки).
• Чем объяснить, что любовь — вечная?
(В тех звездах мы и после смерти сойдемся снова, и снова нам засияет Святая любовь).
• Какие целебные свойства имеет любовь?
Страницы:
1 2