А. Чайковский «За сестрой». Напряженный динамический сюжет героико-романтической повести

• В чем проявилась радость Петра перед боем?

• Погодные условия содействовали или препятствовали битве казаков с татарами? («Был полдень. Солнце ужасно пекло. И кони, и люди попрели. Земля гудела глухо от лошадиного стука. Кони обмахивались длинными хвостами и головами от мух, которые роем летали над ними»).

• Из-за чего казаки не смогли неожиданно захватить татарский лагерь? («Татары, не увидев на могиле дозорного, забеспокоились...»).

• Какой вы вообразили татарскую корзину? Выразительно прочитайте, как об этом сказано в произведении. («Перед ним была татарская корзина. Кони лежали в траве. За ним стояли рядышком казацкие телеги. К телегам с другой стороны привязаны были волы, которые лежали в траве. А дальше стояли татарские арбы между татарами»).

• Чем был поражен Павлуша после боя? («Он увидел то, что дедушка ему рассказывал, и это показалось правдой. Теперь татары не казались ему такими страшными, как вчера. Казаки сильнее. Когда бы так было вчера, не убили бы они дедушку и маму, не взяли бы сестру в плен»).

• Какую тактику избрал Треска во время боя?

• Как во время битвы отображены упорство, взаимная поддержка казаков?

• Сжато опишите битву казаков с татарами.

• Как повел себя пленный молодой Мустафа-Ага? («Не смей, гяур, пренебрегать его светлость хана ханов, так как он вас всех перережет или в плен возьмет»).

• Почему пленный молодой Мустафа-Ага, по мнению Недоли, имел большую ценность? («Этот татарин для нас ценнее, чем сегодняшняя победа. Полковник приказал мне непременно достать какого-нибудь знатного татарина. От него он думает узнать кое-что о намерении орды»).

• Каким образом осуществлялось погребение казаков? В чем особенность этого ритуала? («Каждый прощался с товарищем. Один казак прочитал над трупами молитву, и теперь складывали их на дно ямы так осторожно, как мать кладет искупанного ребенка в колыбель. Головы накрыли красными китайками. Возле каждого положили его оружие, перекрестили и начали молча горстями насыпать землю. Каждый казак кинул хоть ком земли»).

• Что получили казаки после победы над татарами? («Из этой битвы получили казаки немало пользы. У татар нашли много червонцев, таляров, поймали больше сотни хороших коней и забрали татарское оружие»).

• Почему Непорадный отпустил пленного татарина? Как на это отреагировал сам татарин? («Татарин радовался очень. Он не надеялся на такой конец и чувствовал себя очень счастливым»).

VI. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

III раздел повести.

1. Непорадный был мастером:

а) хорошо петь; б) вкусно готовить пищу; в) орудовать арканом.

2. Во время борьбы с татарином С. Непорадный не хотел:

а) проявить свою слабость; б) думать о собственной смерти; в) применять нож.

3. Среди компании казаков татарский язык знал:

а) Петр; б) дед Афанасий; в) Семен Непорадный.

4. Сколько человек насчитывал татарский отряд, который осуществил набег на

Спасовку?

а) Тысячу; б) четыреста; в) семьсот.

5. Почему татары напали на жителей Спасовки? Поскольку спасовчане:

а) не платили им налогов; б) были богатыми; в) провоцировали их на это.

6. Отрядом татар, которые осуществили набег, руководил: а) Ибрагим; б) Гасан; в) Мустафа-Ага.

7. Андрей Недоля за неосторожность казаков в степи назвал их: а) птенцами; б) чабанами и торговцами; в) безопасными и неорганизованными.

8. По мнению деда Афанасия, «где две гадзины, там...»:

а) постоянные ссоры и бранное слово; б) согласие и счастье; в) дом неметеный.

9. Военной добычей С. Непорадного был татарский:

а) нож; б) конь; в) амулет.

10. Павлуша и татарин договорились между собой о том, что:

а) мальчик отдаст ему седло; б) они обменяются конями; в) татарин поможет Павлуше найти сестру.

11. Татарин приближался к обозу, как: а) лиса; б) кот; в) волк.

12. По мнению татарина, когда человек спит на солнце, то:

а) его тело загорит или обгорит; б) сон его тяжелый; в) он должен иметь при себе разряженное оружие.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

IV раздел произведения.

1. Татары в произведении названы:

а) демонами; б) вурдалаками; в) чертями.

2. Казаки шли на бой с татарами, будто на:

а) праздник; б) встречу с давними знакомыми; в) рыцарский турнир.

3. Что ощущал Павлуша перед боем казаков с татарами?

а) радость и приподнятость; б) равнодушие ко всему; в) ужас.

4. Убегая от татар, которые жгли Спасовку и уничтожали ее население, Павлуша успел захватить: а) печеный хлеб; б) бублики с медом; в) жареные пирожки.

5. Какая река протекала неподалеку от места остановки татар? а) Донец; б) Самара; в) Каяла.

6. Татарское войско перед боем расположилось: а) колом; б) полумесяцем; в) небольшими грудами.

7. Бросаясь к бою, татары выкрикивали: а) «Аллах!»; б) «С нами Аллах!»; в) «Бей русичів!»

8. Во время боя татары роились, будто: а) пчелы; в) шершни; в) осы.

9. После окончания боя дед Афанасий:

а) отыскивал у татар добычу; б) следил за конями; в) перевязывал раненых.

10. Казаков татары называли: а) русинами; б) гаурами; в) гиреями.

11. После окончания боя:

а) казаки ограбили татар; б) татары ранили Павлушу; в) в плен к казакам попал молодой Мустафа-Ага.

12. После битвы с татарами казаки получили немало пользы, а именно:

а) поймали больше сотни хороших коней; б) забрали ковры; в) освободили пленных.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Исследуйте, в чем проявилось мужество, изобретательность, сообразительность казаков во время боя с татарами? Отвечая, ссылайтесь на факты из произведения.

2. Посудите, достойны ли казаки уважения, славы у нашего народа? Каким вы представляете современного казака? Свои мысли обоснуйте.

3. Подкрадываясь к спящим казакам, татарин хотел: а) порезать запорожцев; б) похитить Павлушу; в) забрать свое седло.

Карточка № 2.

1. Охарактеризуйте С. Непорадного. Какое впечатление он оказал на вас?

2. Прокомментируйте, что имел в виду дед Афанасий, говоря: «...Где две газдины, там дом неметеный». Свои соображения мотивируйте.

3. «Гей, казаки! Вставайте! - кричал охрипшим голосом Непорадный.- Имеем гостя». О каком госте идет речь. а) Б. Хмельницкого; б) деда Андрея; в) татарина.

Карточка № 3.

1. В чем, на ваш взгляд, проявилось коварство, хитрость татарина? Бывают ли такие «татары» в нашем обществе? Собственные мысли обоснуйте.

2. Дайте собственную оценку поведению казаков во время боя с татарами. Из-за чего они преодолели гадаю силу? Отвечая, ссылайтесь на факты из произведения и собственные наблюдения.

3. Между какими героями произведения произошла ссора в казацкой среде?

а) Остапом Треской и Андреем Недолей;

б) дедом Афанасием и Семеном Непорадным;

в) Андреем Недолей и Петром.

VII. Итог урока. Беседа с вопросами.

• Какие эпизоды произведения вас больше всего поразили? Почему?

• Хотели ли бы вы быть героями этого произведения? Свой ответ мотивируйте.

• Какому герою повести вы симпатизируете, а к кому относитесь пренебрежительно? Собственный выбор обоснуйте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент