Цель: продолжить работу над обработкой идейно-художественного содержания повести, в частности проанализировать ІІІ, ІV разделы произведения; исследовать и выявить особенности динамики сюжета «За сестрой»; развивать творческое воображение, способности, память, культуру связной речи; обогащать активный словарь учеников; формировать их кругозор; воспитывать у школьников на примере рыцарских добродетелей героев произведения, чувство патриотизма, преданности, веры в победу добра, красоты, справедливости.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет А. Чайковского, ученические рисунки к произведению, текст повести, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

Обзор ученических рисунков с соответствующим комментарием.

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Разгадать кроссворд на тему «Страницами жизни и творчества А. Чайковского».

2. Беседа с вопросами.

• Дайте определение сюжета художественного произведения. Назовите его состав.

• Что влияет на развитие сюжета произведения «За сестрой» А. Чайковского?

• Как реальные события в произведении метко переплетаются с художественным вымыслом писателя?

• Какими в произведении изображены казаки? Что нового вы о них узнали?

• Как казаки относятся друг к другу? О чем это свидетельствует?

• Хотели ли бы вы стать казаком? Почему? Ответ обоснуйте.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Основное содержание урока.

...Тот любовью полнится, кто родную землю имеет под собой.

М. Винграновский.

Род мой красный, род мой прекрасный. Народное творчество.

Или волю добыть, или дома не быть. Народная пословица.

1. Обработка содержания III раздела произведения.

1.1. Выразительное чтение интереснейших, по мнению учеников, эпизодов.

1.2. Тема: изображение сообразительности, изобретательности, ловкости Непорадного при взятии в плен татарина.

1.3. Идея: осуждение хитрости, коварства врага (татарин); прославление стремления казаков идти в бой с поработителями, защищая родную землю, свой народ.

1.4. Основная мысль.

1) Только в согласии, благоустроенности, дружеской поддержке, согласии между казаками - сила запорожцев.

2) «Пусть будет один предводитель, так как где две газдины, там дом неметеный».

1.5. Композиция.

Экспозиция: татарин тайком пробрался в казацкий лагерь, когда запорожцы отдыхали.

Завязка: С. Непорадный с помощью аркана поймал татарина, тем самым сохранив жизнь многим казакам.

Кульминация: стычка между Андреем Недолей и Остапом Треской; хитрость татарина по поводу обмена седла у Павлуши.

Развязка: казаки отправились в поход, чтобы забрать у татар награбленный ясырь.

1.6. Сюжет.

Во время отдыха казаков в их лагерь проник татарин. Он хотел всех перерезать, но его выследил и поймал Непорадный с помощью аркана. Пленный татарин рассказал о нападении орды на Спасовку.

К казакам прибыл отряд во главе с сотником Андреем Недолей. Между Андреем и Остапом возникла ссора относительно того, кто будет руководить казацким войском.

Татарин имеет большое желание обменяться с Павлушей седлами. Хитрость и коварство татарина разоблачает казак Непорадный.

Казачество решает выйти в поход на татар, пользуясь информацией пленного.

1.7. Обсуждение содержания ІІІ раздела с вопросами:

• Как Непорадный выследил татарина? («Непорадный спрятался в траву, чтобы его не заметил никто, и пристально посматривал за татарином. Когда он приблизился к могиле, Непорадный держал уже наготове ружье...»).

• Для чего татарин появился в казацком лагере? Какой вред он хотел ему нанести? («Ему пришла мысль в голову зайти сюда и порезать всех, будто баранов, пока один выдаст из себя голос»).

• Каким образом С. Непорадный захватил врага в казацком состоянии? («Арканом фуркнул в воздухе, стал молнией разворачиваться и упал на голову татарина, когда тот брал нож из зубов в руку. У Непорадного бегали руки, как у ткача. Он большими кусками стягивал аркан к себе, а затем дернул со всей силы, и татарин упал навзничь на землю. ...Мигом подскочил к нему... Скрутил татарина со всей силы»).

• Почему С. Непорадный старался бороться с татарином без помощи товарищей?

• Для чего дед Афанасий предлагал казакам оставить татарина живым? («Живой все же большую цену имеет, чем мертвый, не трогай его»).

• Чем казаки взяли на испуг татарина? («Хочешь быть живой, то говори правду, о чем тебя буду спрашивать, а то будет с тобой беда. Казаки не знают шуток. Не то чтобы тебя убили, еще будут мучить сначала. ...Немного припечем пятки, то скажет, все выпоет»).

• Что рассказал пленный татарин казакам о нападении орды на Спасовку?

(«Мы были этой ночью в Спасовке. В нашем отряде было четыреста человек.

Предводителем у нас был знаменитый Мустафа-Ага, сын Ибрагима, ханского Девлет-Гирея. Мы пошли на Украину на свою руку грабить и брать ясыря. Что со Спасовкой произошло, много ли взяли пленников, я не знаю, так как я стоял за частоколом на страже...

Мы знали о Спасовке, что там живет богатый люд. Это донесли нам торговцы, татары. На это село мы долго собирались. Где теперь наша корзина, я не знаю. Наверное, домой возвращается»).

• Из-за чего возник спор между Андреем Недолей и Остапом Треской?

• Как вы относитесь к деду Афанасию? Почему?

• Для чего пленный татарин предложил Павлу обменяться седлами? Почему это не состоялось? (Непорадный татарину: «Тебе не побратимства хочется, а червонцев, которые в седле спрятаны, вот что!»).

• Что решили казацкие ватажки, получив информацию от пленного татарина? («...Постановили подойти под татарскую корзину»).

2. Работа над содержанием ІV раздела повести.

2.1. Пересказ учениками любимых эпизодов из раздела.

2.2. Тема: изображение битвы казачества с татарами, в результате которой победу получили запорожцы.

2.3. Идея: прославление мужества, героизма, изобретательности казаков, их любви к родному краю, народу; осуждение коварства, жестокости татар.

2.4. Основная мысль: сила казаков в их упорстве, решительности, стремлении одержать победу над врагом, жертвуя своей жизнью.

2.5. Композиция.

Экспозиция: разговор Павлуши с Петром перед битвой. Завязка: с помощью плененного татарина казачество подступило к татарскому ковшу.

Развитие действия: битва казаков с татарами.

Кульминация: победа казачества, пленен молодой Мустафа-Ага.

Развязка: пленный татарин получает волю.

2.6. Сюжет.

Волнение Павлуши перед битвой. Во время военных событий Петр старается быть с братом.

Казаки в стане врага. Битва. В бою гибнет Треска, много казаков. Погребение погибших. Победа над врагом. В плен к казакам попадает молодой Мустафа-Ага.

С. Непорадный отпускает пленного им татарина на волю.

2.7. Беседа с вопросами:

• Какой представлял Павлуша битву казаков с татарами? («Увидит, как казачество встретится с татарами, теми страшными чертями, которые этой ночью так свирепствовали в Спасовке»).

• О ком беспокоился Петр перед боем? («Ты, братец, считай, чтобы где в кучу не попал. Держись сотника или деда Афанасия. Держи хорошо коня»). Почему? («Теперь ему стало неловко, когда подумал, что его могут убить, а тогда Павлуша станет круглым сиротой, на опеке чужих людей. Мальчику именно теперь нужна забота, а ему честь казацкая не позволяет остаться позади и следить за братом»).