Цель: продолжить обрабатывать содержание произведения, сосредоточивая внимание на V, VІ разделах повести; исследовать, как на примере казаков раскрываются лучшие черты характера украинского народа-патриота; развивать творческое и логическое мышления, внимание, наблюдательность, умение грамотно высказывать свои мысли, впечатления, строить заключения; рационально использовать учебное время; воспитывать чувство уважения к творчеству А. Чайковского, почтительное отношение к историческому прошлому родного края; прививать интерес к следствиям собственной работы, пунктуальность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет А. Чайковского, текст произведения, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний в форме игры «Наиболее внимательный».

Задача: определить, кого из героев произведения касается следующая фраза.

«...Стала защищаться кулаками и зубами. Не могли ее одолеть, так как когда увидела, как ее Аню таки взял татарин на руки и понес, сомлевшую, она, будто невменяемая, кусала и била кулаками и раскинула татар, будто околоты». (Палажка).

«Его окутал страх. В его воображении татарва была такой силой, которую ее никто не победит. Дедушка рассказывал ему, как казаки били татар; и вот он видел, как татарву ничего не сдержало, и дедушка, и много других сильных казаков  полегли». (Павлуша).

«...Был коренастый казак лет тридцати. Одетый в широченные, как море, красные штаны, которые подпоясывал широким шелковым поясом. На ногах хорошие шкаповые сапоги. Рубашка была подрана и замазанная на груди, широко расстегнутая, откуда выглядывали широкие космы и на солнце загорелая грудь». (Семен Непорадный).

«Ему было восемьдесят лет отроду, и отдохнуть бы старым костям в каком-нибудь зимовнике, он не давался старости и волочился с казаками, играя на бандуре и развеселяя их игрой и пениями». «Ему сверкнула мысль в голове зайти сюда и порезать всех, будто баранов, пока один выдаст из себя голос... Хлоп высокий и плечистый, он засучил рукава своей свитки, поправил шапку и вытянул из-за пояса длинный нож». (Татарин, который после оказался в плену)

«...Художник был арканом орудовать. В этом была наибольшая его заслуга». (Семен Непорадный).

«Такой порядок завел в селе старый опытный казак, который пришел сюда с первыми поселенцами». (Старый Охрим).

«...Следил за пасеками, присматривал дом и детей. Считал своим долгом приучить Павлушу к рыцарскому ремеслу». (Дед Андрей).

«В таком молодецком порыве сделал он не одно такое, за что хотели его родители подвергнуть наказанию. Тогда он удирал или к деду в пасеку, или в терновник, откуда не вышел бы ни за что в мире, хотя не раз был очень голодный». (Павлуша).

«...Был отважный казак и не жалел себя. Теперь ему стало неловко, когда подумал, что его могут убить, а тогда Павлуша станет круглым сиротой, на опеке чужих людей». (Петр).

«Он лежал на расстеленном кожухе спиной вверх, оперев голову на скрещенные руки. Он, очевидно, заснул на спеце, не спав целую ночь». (Татарский дозорный).

«Этот татарин для нас ценнее, чем сегодняшняя победа». (Молодой Мустафа-Ага). Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

Счастье в воздухе не вьется, оно

в борьбе достается.

Народная пословица.

  1. Круглый стол. Казачество в произведении А. Чайковского «За сестрой».

Обсуждение вопросов.

• Кто являются представителями украинского казачества в произведении? (Семья Судаков, Семен Непорадный, Андрей Недоля, Остап Треска, дед Афанасий).

• Что их объединяет? (Дружба, единая цель, взаимопомощь, понимание друг друга).

• Почему казаки стараются достичь своей цели, хотя это и достаточно сложно?

• По каким правилам живут казаки? Ответ в форме игры «Карусель». Например:

• верно служить народу, защищать его от любого врага;

• помогать друг другу;

• быть честным, благородным, ответственным, мужественным;

• стойко выдерживать военные трудности;

• придерживаться клятвы.

• Каким в произведении изображен род Судаков?

• Для чего А. Чайковский уделяет в произведении много внимания Семену Непорадному?

• Что нового и интересного вы узнали читая это произведение из жизни казаков? (Предоставление имени; умение приготовить пищу; ритуал погребения).

• Какие произведения о казаках вам уже известны? (И. Нечуй-Левицкий - «Запорожцы», О. Сенатович - «Маленький  Воз», И. Крипьякевич - «Малые казаки», «Бурсаки».

• Будет ли Павлуша в будущем казаком? Ответ мотивируйте.

2. Обработка содержания V раздела произведения.

2.1. Выразительное чтение отдельных частей (отрывков) раздела.

3.1. Тема: изображение освобождения отдельных спасовчан от татарской неволи, встреча отца (Степана) с сыновьями.

3.2. Идея: вера Павлуши в возможность найти свою сестру - освободить ее из порабощения.

3.3. Основная мысль: только мужественный, настойчивый, сильный духом человек способный на большие свершения; вера, надежда, любовь - вот те критерии, которых придерживается главный герой произведения.

3.4. Композиция.

Экспозиция: освобождение Степана Судака от татарских пут и его помощь другим пленникам.

Завязка: бегство пленных спасовчан от татар, встреча Степана с сыновьями.

Кульминация: Павлуша требует от отца разрешения на продолжение поиска сестры.

Развязка: путь Павлуши на юго-запад - в Крым.

2.6. Сюжет.

Степан Судак распутывает веревки на руках и с помощью ножа помогает многим спасовчанам. Во время нападения казаков на татар пленники убегают к реке в камыш.

Встреча Степана Судака с сыновьями. Казаки преследуют татар.

Павлуша вопреки предостережениям отца и брата отправляется в опасное путешествие, чтобы освободить родную сестру из неволи.

2.7. Беседа с вопросами:

• Как отреагировали татары на внезапное нападение на них казаков?

• О чем свидетельствует отношение татар к пленным? Каким образом захватчики их удерживали? («...Разместили пленников по их ценности. Девушек и маленьких детей отдельно, женщин и казаков  тоже отдельно. Всех стерегли пристально и не развязывали им руки. Худшую часть добычи вели на веревках рядом с конями»).

• Почему Степан Судак неволю воспринимал хуже смерти? («Степан не знал, что произошло с Анной и Палажкой; не знал, живы ли они или в неволе. Он предпочитал бы, чтобы их убили. При упоминании о неволе у него замирало сердце от боли»).

• Каким образом Степан освободился из пут веревки и помог другим? («На его радость, узел ослаблялся каждый раз больше. ...В конце почувствовал свои руки свободными. Не вставая с земли, он вынул осторожно из кармана нож и ближайшему товарищу разрезал узел. Нож пошел по рукам...»).

• О чем раздумывали пленные беглецы, сидящие в камыше? («о том времени, когда каждый был счастлив в своем доме, среди дорогой семьи. То счастье никогда уже не возвратится»).

• Как казаки Недоли встретились со спасовчанами-пленниками? Выразительно прочитайте.

• Что вы ощутили, когда прочитали о встрече отца с сыновьями?

• Чем объяснить то, что казаки старались осуществлять нападение на татар в полдень? («В полдень лучше нападать, так как и видно, и татарин ленивый от жары, неповоротливый»).

• Почему Павлуша постоянно был разнервничавшийся?

• Прокомментируйте, с чем связано то, что Павлуша впервые в своей жизни зарубил человека - пленного татарина? («Воры, псы, черти! Вы дедушку убили, вы маму убили, вы сестру зарубили! Вот тебе, вот тебе!». «Он в первый раз убил человека. Ему стало страшно, в глазах потемнело, и он упал в обморок»).